Архиепископ Иоанн (1898-1915)

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.
  • Приглашение на торжества, посвещенные Неделе свв. Жен-Мироносиц
  • Интервью митрополита Корнилия для телеканала Царьград

Архиепископ Московский и всея Руси ИоаннИОАНН (Иустин Авксентьевич Картушин; 1 июня 1837 — 24 апр. 1915) — архиепископ московский и всея России Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Происходил из казацкой семьи станицы Островской, Попкова хут., обл. Войска Донского. Двоюродный брат архиеп. московского Мелетия. Дом его семьи был местом молитвенных собраний хуторских старообрядцев. В 1868 г. во дворе Картушиных была выстроена моленная. Обязанности уставщика и головщика в ней исправлял Иустин Авксентьевич.

К 30-летнему возрасту он стал и весьма известным начетчиком, много беседовал с миссионерами господствующей церкви, а также с беспоповцами и беглопоповцами. Во время поездок на Дон известного единоверческого игумена Павла Прусского он в собеседовании с ним весьма достойно противостоял ему и сумел одержать верх в прениях. Имея 35 лет от роду, овдовел, оставшись с двумя малолетними детьми. До 1882 г. жил с отцом и братом, помогая им в ведении хозяйства. Еще в 1875 г. архиеп. Антоний призывал его принять епископский сан. В 1885 г. Иустин Авксентьевич вел беседы с баптистами, появившимися тогда в Донской обл., во главе которых стоял бывший старообрядческий священник с. Казинки Ростовской губ. В.И.Гамаюнов. Итогом собеседований стало возвращение отступников в лоно Церкви. В том же году Картушин получил приглашение еп. кавказского Силуяна занять должность секретаря епископии. 21 июля 1890 г. он принял иночество и поступил в Пятипский монастырь. В апр. 1895 г. старообрядцы хут. Гурова Донской обл. пригласили инока Иоанна для собеседования с его родным братом — единоверческим миссионером Калиной Картушиным. Состоялись две беседы, по результатам которых инок Иоанн написал книгу «Разбор ответов миссионера Калины Картушина» (М., 1908).

В авг. 1898 г. Освященный собор избрал его сначала епископом на Донскую епархию (хиротонисан 9 авг. в Н. Новгороде еп.Арсением уральским и др.), а в октябре того же года Освященным собором он был избран на московскую кафедру. Возведен во архиеп. московского Освященным собором во главе с еп. Арсением уральским 16 окт. (по др. данным, 16 авг.) 1898 г. Возведение состоялось в Москве, в домовом храме Михайлова. Через два года правительство потребовало от него дать подписку в том, что он не будет впредь именоваться архиепископом московским и всея России. Зная церковные каноны и имея пример архиеп. Савватия, он рассудительно написал, что он не именуется московским и всея России, а только старообрядческим архиепископом. Неудовлетворенное этим правительство выслало архиеп. Иоанна под надзор полиции в Тулу. В 1903 г. ему было предложено избрать место жительства по своему усмотрению, исключая Москву с губернией.

В февр. 1905 г. ему последовало разрешение проживать где угодно, не исключая столиц, и владыка Иоанн поселился в Москве, сначала в доме, принадлежащем старообрядческой общине в Николо-Ямском тупике, а затем на Рогожском кладбище, в специально отстроенном для него верхнем помещении при лечебнице имени Сергея Ивановича Морозова (ныне — здание стоматологической поликлиники). Но совершать открытые богослужения старообрядцам еще не было позволено. Лишь 22 окт. 1905 г., полгода спустя после распечатания алтарей на Рогожском кладбище, было разрешено архиерейское служение в Покровской соборной церкви, которое и совершил архиеп. Иоанн в сослужении множества священников. Освященный собор, состоявшийся в апр. 1906 г., принял решение об учреждении в Москве митрополии, а на сентябрьском соборе того же года было постановлено «возвести господина Иоанна, московского архиепископа, в сан митрополита Российской старообрядческой области». Но решение это не удалось провести в жизнь из-за противодействия правительства. Известно также, что и сам владыка настойчиво отказывался от возведения его в этот сан. В 1906-1907 гг., после смерти еп. Анастасия измаильского, архиеп. Иоанн временно управлял его епархией.

В 1906 г. новообрядческий архиеп. волынский Антоний писал к архиеп. Иоанну с целью склонить его к объединению старообрядцев с господствующей церковью, на что владыка дал ответ, ясно выразив, на каких условиях возможно такое объединение: «…единение весьма желательно… Предприятие Ваше к восстановлению единства русского христианства может осуществиться только посредством полного возвращения вашего к дониконовскому православию, при отмене всех новшеств и при отречении от тех порицаний и клятв, каковыми за двухвековой период обогатилась господствующая в России церковь».

Владыка Иоанн много потрудился в деле умирения раздора неокружников. В 1912 г. он неоднократно предлагал встретиться для беседы с неокружническим еп. Иоасафом, причем на самых невыгодных и непочетных для себя условиях. Встреча не состоялась, но не по вине владыки Иоанна. С началом мировой войны архиеп. Иоанн освободил свои покои для нужд лазарета, а сам переехал неподалеку, в дом Соловьевых на Рогожском же кладбище, где и скончался.

За время святительства владыка Иоанн освятил более 100 новых храмов, рукоположил 15 епископов, 92 священника и восемь диаконов. При нем были открыты следующие новые епархии: Ярославская, Томская, Петроградская, Киевская, Рязанская и Иркутская. Близ хут. Калач области Войска Донского с благословения Освященного собора 1906 г. им был основан мужской монастырь, в котором перед революцией 1917 г. находилось более 40 иноков. Огромная заслуга принадлежит архиеп. Иоанну в примирении раздора неокружников. Погребен на Рогожском кладбище. Прижизненный портрет архиеп. Иоанна (холст, масло) находится в помещении Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви.