Главная » История » Места староверские » М.Н. Волоскова. Старообрядчество Вышнего Волочка

М.Н. Волоскова. Старообрядчество Вышнего Волочка

Поиск

Предстоящие события

    Вышний Волочек — небольшой город в Тверской области, расположенный на берегах реки Цны, в 119 километрах от областного центра. Первые упоминания о поселении на месте современного города датированы 1437 годом. Населенный пункт возник на месте водораздела Балтийского и Каспийского бассейнов. В XVI веке на месте города находилось большое ремесленное поселение, которое имело название Никольский погост. В начале XVIII века по указу императора Петра I в поселении был построен Тверецкий канал, позже переданный купцу М.И. Сердюкову. Известно, что М.И. Сердюков был выходцем из старообрядцев.

    Со времен раскола Русской Православной Церкви в Вышнем Волочке проживали старообрядцы. До 1835 года там существовала старообрядческая моленная. В конце XIX века в городе был молитвенный дом. В 1911 году началось строительство каменной церкви, на торжественное освящение которой приехал епископ Петроградско-Тверской Геронтий, а также священство, певцы и чтецы из Петрограда, Ржева и окрестностей Вышнего Волочка.

    Вышневолоцкие старообрядцы

    Первое упоминание о старообрядцах в Вышнем Волочке датировано 1800 годом. В июле 1800 года мещанин г. Вышнего Волочка Михаил Филиппов обратился к Тверскому епископу Павлу (в миру Петр Сергеевич Зернов; 1742–1815 гг.) с прошением разобраться в ситуации, которая сложилась вокруг некоторых старообрядцев города:

    «Прадеды, деды и родители как мои, так и многих вышневолоцких купцов и мещан, коих числом не меньше ста пятидесяти человек, находились в старообрядчестве и платили двойной оклад, почему и я с прочими с малолетства нахожусь в старообрядчестве же, о чем все известны (так в оригинале. — Ред.), и Вышневолоцкого Казанского собора священники; ныне же уведомился я, что оного собора священники начали в исповедных росписях писать как меня, так и прочих, подобных мне, ко исповеди не бывшими, за что и штраф с нас взыскивается…»

    Поскольку возможности платить штраф у большинства старообрядцев не было, Филиппов просил епископа, чтобы священники не писали, что он и другие не бывают у них на исповеди.

    2 августа 1800 года Михаил Филиппов был допрошен:

    «Природный оной вышневолоцкой мещанин, отец у него был старообрядец, а по нем и он Михайло, так же и прочие вышневолоцкие жители, купцы и мещане, не менее ста пятидесяти человек, старообрядцы и потому на исповеди у приходских священников никогда не бывают и святых Таин не приобщаются».

    Согласно материалам этого дела, в Вышнем Волочке было более 150 старообрядцев. [1]

    Моленная в Тетерках

    В местечке Тетерки в г. Вышнем Волочке существовала старообрядческая моленная. 23 ноября 1835 года благочинный Вышнего Волочка Василий Петров так описывал общину местных староверов:

    «Раскольники собираются для богомолья в праздничные дни и для поминовения родителей, а особенных сборищ не бывает…» Также он упоминает о моленной в Тетерках: «На третьей версте от г. Волочка в лесу издавна имеется раскольническое кладбище под названием Тетерки, при нем выстроен крестообразно двухэтажный дом, в нижнем этаже моленная, на стенах разных икон до осмидесяти, пред ними лампады со свечами, посредине небольшое паникадило, также со свечами, три налоя, из коих на одном Евангелие, а на прочих служебные старопечатные книги. В верхнем этаже устроены хоры с открывающимися стеклянными окнами, в другой половине обоих этажей жительствует священник с прислужащими ему (так в оригинале. — Ред.) — сколько же их всех там находится, узнать не можно. Дом сей, как известился я, построен в 1833 году, якобы по плану, учрежденному светским губернским начальством, но плана сего видеть я не мог, и потому неизвестно, точно ли он построен так…»

    Можно сказать, что на тот период Тетерки были духовным центром староверов Вышнего Волочка и его окрестностей.

    13 декабря 1835 года архиепископ Тверской Григорий (в миру Георгий Петрович Постников; 1784–1860 гг.) написал письмо Тверскому губернатору графу Александру Петровичу Толстому (1801–1873 гг.) о старообрядческой моленной:

    «Находя с моей стороны, что означенная молельня существует противузаконно и что она является вредною для православия; что священнодействующий при ней крестьянин Афанасий Федоров живет не на своем месте и занимается не своим делом; и что все выстроенные около часовни келии служат пристанищем бродящих раскольников и образуют собою род монастыря или общины, где со временем удобно может образоваться раскольническое гнездо; покорнейше прошу Ваше Сиятельство употребить с Вашей стороны зависящие меры, дабы означенная молельня была уничтожена, дабы построенные на кладбище здания также были упразднены и кладбище оставалось жилищем только для мертвых тел, дабы священник раскольников был выслан из Тверской губернии на свое место, к которому он принадлежит, и дабы тамошнее начальство имело за ним, яко опасным для православия, строгий надзор, и о последующем почтить меня уведомлением».

    Новообрядческий епископ Тверской и Кашинский Григорий (Постников), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский

    Граф А.П. Толстой, тверской губернатор, член Государственного совета, обер-прокурор Синода

    В результате моленная была упразднена, отец Афанасий Федоров был выслан из Тверской губернии. [2]

    Старообрядческая община и ее настоятели

    Строительство нового молитвенного дома в Вышнем Волочке было начато, вероятно, в 1890 году. В 1892 году для окончания строительства у общины не хватало средств, и тогда староста Иван Васильевич Гараев обратился за помощью к архиепископу Московскому и всея Руси Саватию (в миру Степан Васильевич Левшин; 1824–1898 гг.) [3].

    Архиепископ Московский и всея Руси Саватий (Левшин)

    В этом же году попечители молитвенного дома обратились к архиепископу Саватию с жалобой на своего настоятеля: «…определенный Вами в наш приход священник Филипп Сергеевич Гусев, к прискорбию нашему, позволяет делать неприличные [ему] как священнику поступки…» [4] Попечители просили прислать к ним «благонадежное лицо» для производства следствия. 21 ноября 1893 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, старообрядцы одной из деревень Вышневолоцкого уезда попросили о. Филиппа совершить у них богослужения, поскольку это был престольный праздник их церкви. Но попечители вышневолоцкого молитвенного дома запретили священнику ехать в деревню, объяснив это тем, что в двунадесятый праздник нужно служить в своем приходе. Потом же они разрешили ехать священнику, но без диакона и без необходимой утвари, включая богослужебные книги [5].

    Духовные дети о. Филиппа заступались за него: «… как мнимыя наши попечители контролируют нашего духовного отца Филиппа Сергеевича… отобрали все священнические потребы и оставили его без всякаго священнодействия к исправлению христианских треб…» [6]

    Конфликт между священником и попечителями владыка Саватий поручил расследовать священнику из г. Торжка о. Иоанну Георгиевичу Иголкину. Интересно то, что владыка сообщает о. Иоанну, что он уже четырех священников ставил на приход в г. Вышний Волочек, и все они подверглись той же участи, что и о. Филипп Гусев. [7]

    О. Иоанн Георгиевич Иголкин. Фотография из архива ржевского Покровского старообрядческого храма

    Опросив как священника, так и его духовных чад из окрестных деревень, а также попечителей вышневолоцкой моленной, о. Иоанн Иголкин отправил владыке отчетную телеграмму: «1892 года, декабря 16 дня, священник г. Вышнего Волочка Филипп Сергеевич Гусев на мои допросы сказал следующее: Чего от меня попечители желают и требуют, я не знаю. А оскорбили меня попечители только тем, что отобрали у меня все необходимое для совершения треб христианских: облачения, книги и сосуды, которыя нужны при исправлении больных; еще на праздник святителя Николы 6 декабря не допустили меня в молитвенный храм, для совершения службы, а дьячку Зиновию Ивановичу Орлову позволили взойти в алтарь взять с престола Евангелие и читать, несмотря на то что кроме напрестольнаго Евангелия было еще два на полке и в сундуке, который стоит в молитвенном храме, кроме сего позволяют дьячку самовольно действовать и быть у меня в непослушании, более сего на попечителей сказать я ничего не имею. Удостоверяю своим ручным подписом священноиерей Филипп Сергеевич Гусев. Еще священник Филипп Гусев добавил: в деревню куда- либо моего прихода переехать на жительство и там служить я не желаю, потому что попечители Макаров и Соколов мне лично угрожали, говоря так: как Арсений Виноградов убрался из дер. Кузничихи, так же вышлем и тебя в 24 часа, если только будешь жить где-либо в уезде Твер. губернии, а посему я в Кузничиху, а также и в другую деревню ехать на жительство не желаю». [7]

    Дело о допущении иерея Филиппа совершать богослужения в молитвенном доме в Вышнем Волочке было передано на рассмотрение в Духовный совет, о чем 31 декабря 1892 года были извещены попечители молитвенного дома, в частности Николай Макаров. [9] В результате было принято решение перевести о. Филиппа в д. Юрятино к храму во имя святителя Николы.

    Священником вышневолоцкого молитвенного храма стал Анисим Лазаревич Елисеев. Его сын Полиект впоследствии пойдет по стопам отца и станет настоятелем храма в с. Кузнецове (ныне — г. Конаково Тверской области), а в марте 1938 года он будет уничтожен местными органами НКВД с подачи местных жителей.

    2 марта 1894 года попечители отправили архиепископу Саватию письмо, выражая свое недовольство тем, что отец Анисим первую неделю поста будет в Москве и вернется в Волочек лишь на второй. Попечителям не нравилось, по их мнению, столь долгое отсутствие священника в приходе. Они просили владыку «немедленно» прислать о. Анисима для исполнения требы в Вышний Волочек. [10]

    Спустя несколько дней попечитель молитвенного дома г. Вышнего Волочка Николай Макаров узнал, что их священник о. Анисим убыл в д. Двояшки к месту своего прежнего служения. Попечители просили архиепископа Саватия разъяснить это недоразумение, почему же священник покинул вверенный ему приход. [11] Вероятно, священник ездил к своим духовным чадам.

    В 1894 году попечитель старообрядческого вышневолоцкого молитвенного дома Николай Тимофеевич Макаров просил у архиепископа Саватия благословение на совершение молебна о здравии императора: «Прихожане вышневолоцкого старообрядческого молитвенного дома желают отслужить в своем молитвенном доме Молебен о здравии Его Императорского Величества Государя Императора. Вследствие чего просим Ваше Преосвященство немедленно прислать на то Ваше святительское благословение и разъяснить подробно порядок службы вышеозначеннаго молебна и как должна читаться на Молебне Ектения. Прошу Ваше Преосвященство ускорить уведомление. Припадая пред стопы ног Ваших, прошу Вашего архипастырского прощения и благословения. Имею честь быть Вашим высокопокорнейшим слугою. Николай Макаров. 9 октября 1894 года. Вышний Волочек». [10]

    В этом же 1894 году Н.Т. Макаров снова писал архиепископу Саватию: «Наш священноиерей Анисим Лазаревич обратился ко мне с просьбой повергнуть к стопам Вашего Преосвященства Высокопокорнейшую просьбу, не отказать ему, священноиерею Анисиму давать субсидию, а посему принимая во внимание: 1. Не богатый приход, 2. Семейное положение священноиерея Анисима, 3. Ходатайство наше относительно [в]спомоществования на содержание священника. Я, со своей стороны, всепокорнейше прошу Ваше Преосвященство в просьбе священноиерея Анисима Лазаревича не отказать и, какое будет по сему сделано распоряжение Вашего Преосвященства, меня уведомить. Припадаю пред стопы ног Ваших, прошу Вашего архипастырского прощения и благословения». [13]

    О. Анисим прослужил в Вышнем Волочке 15 лет. В 1907 году он, по словам попечителей, «скрылся в Торжок». [14] Причиной ухода о. Анисима из Вышнего Волочка оказалось его бедственное положение, священнику не на что было жить. В течение восьми лет он жаловался на свое голодное положение архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну (в миру Иустин Авксентьевич Картушин; 1837–1915 гг.). К тому же местные старообрядцы попросили перевести к ним о. Анисима, на что он сразу же согласился. А в Вышний Волочек был поставлен о. Нестор. Несмотря на то что, по словам попечителей, в приходе Вышнего Волочка было 700 человек, священство находилось в тяжелом положении.

    Попечители старообрядческого молитвенного дома недоумевали, почему отец Анисим покинул приход: «Его Преосвященству архиепископу Иоанну Картушину от старообрядческого общества духовно словесных овец (так в оригинале. — Ред.) города Волочка Тверской губернии, во-первых, Ваше Преосвященство владыка святый, просим Вашего святительского прощения и благословения на прискорбную нашу текущую жизнь. Затем, Ваше Преосвященство владыка святый, как вы начальник древлеправославной старообрядческой церкви, просим Вашего святительского ответа. По каким причинам и по каким правилам наш священник отец Анисим оставил духовно словесное стадо, состоящее из 700 душ, и бежал в Торжок. Ваше преосвященство владыка святый, как мы дети древлеправославной старообрядческой церкви, основаны на Священном Писании пастырей, сознаем по преданию апостольскому, всю свою жизнь земную возлагаем на их обязанность, данную им власть свыше вязать и прощать. Соборное послание апостола Петра 1-е, гл. 5, пастырей ваших умоляю я сопастырь и свидетель страдания Христова и соучастник в слове, которое должно открыться: пасите Божие стадо, которое у вас. Надзирая на ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для корысти гнусной, но из усердия, и не господствуйте над наследием Божиим; по подавая пример стаду. Ваше Преосвященство, извещаем Вашему святительству о собрании духовно словесных овец, состоящем из 178 душ, для исправления духовных треб 9 марта, и пришлось всем уехать без духовной пищи со слезами. Затем, владыка святый, просим Вас, по каким [причинам] существующее у нас священство 65 лет и священник о. Анисим оставил престол, не известил духовным детям. Оставил 15-летнюю службу, скрылся в Торжок. Затем, ваше преосвященство, кому же поручится стадо духовно словесных овец, зараженное болезнию мертвою. Просим Вашу святительскую власть по вашей святительской обязанности как можно скорее утушить ему болезнь, прислать духовного лекаря для очищения души и тела. Затем, владыко святый, присланный Вами священник отец Нестор съехал, пастыря нет. Священник скрылся, ключи от церкви не передал, церковную утварь, принятую от попечителей, под расписку не сдал. Как наши пастыри не по Евангелию поступают, не полагают душу свою за овца, а оставляют овцы и бегают. Апостол Павел пишет: служащие у алтаря от алтаря питаются. Стало быть, наши пастыри, служители алтаря и престола, не Богу служат, а мамоне. Затем, владыко святый, как вы начальник Христовой Церкви, просим вашего святительского ответа…» [15]

    В свою очередь, владыка Иоанн отвечал попечителям: «На вопрос ваш, какия причины понудили о. Анисима оставить свой приход и детей духовных, сим объясняю: о. Анисим восемь лет беспокоил меня жалобой, что ему жить нечем. Когда торжокские христиане обратились ко мне с просьбой перевести к ним о. Анисима и сам стал просить об этом, я не нашел возможным отказать и перевел его в Торжок, а к вам перевел о. Нестора. Вы пишете, что у вас в приходе 700 душ, однако священник жаловался, что жить нечем? Вы, следовательно, плохо относились к его нуждам и тем вынудили его перейти с моего благословения в другой приход. Вместо о. Нестора, отказавшегося остаться в вашем приходе, я буду подыскивать иного священника. Хорошо было бы, если бы в среде вас нашелся достойный кандидат на эту степень. Если имеется вами таковой в виду, то пришлите приговор и свидетельство отца его духовного: я, по рассмотрении этих бумаг, вызову его для рукоположения. Этим вы избавились от необходимости содержать священника иногородного». [16]

    В итоге и о. Нестор отказался служить в вышневолоцком приходе и покинул его. [17] О. Анисим все же бывал в вышневолоцком приходе, исполняя требы, поскольку здесь оставались его духовные дети.

    Архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин)

    27 марта 1907 года к молитвенному храму в Вышнем Волочке был поставлен священствовать о. Зотик. [18] Христиане из с. Зимогорье (село в Валдайском районе Новгородской области) обратились к о. Зотику, чтобы он прибыл к ним для исполнения духовных треб. Но вместо о. Зотика неожиданно приехал о. Анисим. О. Зотик и попечители немедля донесли об этом владыке Иоанну, на что тот сделал замечание о. Анисиму, пригрозив запрещением священнодействовать: «Попечители Вышнего Волочка и священник Зотик донесли мне, что ты, о. Анисим, вторгаешься в приход, тебе не принадлежащий более. Из села Зимогорье о. Зотику прислали просьбу прибыть к ним для исполнения духовных треб, и он дал им обещание быть у них 11 апреля. Но 9 числа оттуда присылают телеграмму, что к ним приехал ты. Такое твое незаконное вторжение в чужой приход вынуждает меня сделать тебе строгое замечание, с предупреждением, что, если впредь дерзнешь так поступить, будешь запрещен от всякого священнодействия. Итак, предупреждаю тебя, что ты должен знать только приход Торжокский, куда ты определен». [19]

    В 1908 году попечители вышневолоцкого храма снова остались без священника. Они попросили перевести на их приход о. Тимофея Ильича Аксенова (1871–1938 гг.). Но о. Тимофей отказался от этого предложения: «Просьбу вашу о переводе в ваш приход священника Тимофея Ильича Аксенова я, к сожалению, исполнить не мог. Вызванный мною о. Тимофей положительно отказался от этого предложения. Что и сообщаю вам, желая вам в скорейшем времени приискать достойного кандидата на эту должность. Епископу Кириллу я известие об этом посылаю вместе с вами. Мир вам и спасение. Москва, 16 июля, 1908 год». [20]

    Тимофей Аксенов родился в Казанской губернии, в семье старообрядцев. Окончил сельскую трехклассную школу. Старообрядческим священником являлся с 1906 по 1914 год. В 1914 году он перешел в единоверие. В 1938 году был арестован как «участник контрреволюционной организации», 8 марта приговорен к ВМН с конфискацией имущества и 1 апреля расстрелян.

    Священник Тимофей Ильич Аксенов во втором ряду со своей дочерью и зятем о. Стефаном Часовенным

    Новый храм

    После вступления на престол императора Николая II для старообрядцев наступили совершенно иные времена. В 1908 году священником вышневолоцкого прихода стал о. Григорий Трифонович Ширяев. Уже спустя два года о. Григорий будет служить в Покровском храме г. Ржева. Известно, что во время служения во Ржеве о. Григорий Ширяев овдовел, когда ему еще не исполнилось и сорока, затем он женился второй раз на одинокой женщине с клироса и оставил служение.

    В июне 1911 года состоялась торжественная закладка каменного старообрядческого храма во имя Казанского образа Пресвятой Богородицы в Вышнем Волочке. [21] Настоятелем вышневолоцкой общины стал о. Андрей Клюшкин. Откуда родом был о. Андрей и где служил ранее, неизвестно.

    21 декабря 1914 года было совершено освящение новой каменной церкви. Чин освящения совершил епископ Петроградско-Тверской Геронтий, ему сослужили о. Андрей Клюшкин, о. Григорий Ширяев из Ржева, протодиакон Харлампий Марков и диакон Ферапонт из Москвы с певчими из Остоженской общины, и множество христиан-старообрядцев из разных уголков Тверской губернии.

    Вместимость церкви предполагалась на 200 человек. Храм строился на средства местных благотворителей: купца Павла Ивановича Соколова, его супруги Елизаветы Александровны и других. За счет благотворителей были приобретены шесть колоколов весом 70 пудов. К сожалению, до момента освящения Павел Иванович не дожил.

    По окончании освящения протодиакон Харлампий произнес многолетие императору и всему царствующему дому. Прихожане вручили Елизавете Александровне благодарственный адрес и Казанский образ Пресвятой Богородицы. Главному участнику строительства храма председателю вышневолоцкой общины Антону Михайловичу Капусткину также был вручен благодарственный адрес. Как сообщал журнал «Слово Церкви», в тот же день участники освящения были приглашены в дом Е.А. Соколовой на братскую трапезу, где певчие из Москвы троекратно пропели «Боже, царя храни», также была послана телеграмма императору с выражением верноподданических чувств и благодарности за дарование свободы вероисповедания старообрядцам.

    Каменный старообрядческий храм в Вышнем Волочке

    В советские годы храм был закрыт, до настоящего времени церковное здание не сохранилось. На месте Казанской церкви сейчас находится детский сад. Кладбище в Тетерках просуществовало вплоть до середины XX века. По рассказам очевидцев, кладбище сровняли с землей уже после Великой Отечественной войны, но и сейчас следы вала, ограждавшего кладбище, и могильных холмиков еще заметны, а потомки староверов, захороненных в Тетерках, живут в Вышнем Волочке и в настоящее время.

    1. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел храмов Вышневолоцкого уезда. Д. 64. «О вышневолоцких старообрядцах. 1800 г.».
    2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел храмов Вышневолоцкого уезда. Д. 224 «Об уничтожении в г. В. Волочке существующей раскольничей часовни. 1835 г.».
    3. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 62. С. 82, 83.
    4. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 62. С. 126.
    5. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 62. С. 128, 129.
    6. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 62. С. 131.
    7. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 62. С. 228, 229.
    8. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 63. С. 89.
    9. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 63. С. 14, 15.
    10. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 64. С. 10, 11.
    11. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 64. С. 12, 13.
    12. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 338. С. 257258.
    13. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 338. С. 624625.
    14. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 138. С. 63.
    15. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 138. С. 64.
    16. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 138. С. 6465.
    17. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 138. С. 62.
    18. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 138. С. 74, 75.
    19. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 138. С. 8889.
    20. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 139. С. 44.
    21. ГРАДА. Ф. 1475. Д. 143. С. 219.
    Автор: Марина Николаевна Волоскова, культуролог, член СЖР