Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

Историческая справка по материалам архивных документов рязанской старообрядческой общины во имя Успения Пресвятыя Богородицы

Храм Успения Пресвятыя Богородицы во граде РязаниДо начала двадцатого века старообрядцы Рязани не имели своего храма, церковные службы проходили в молитвенных домах города. В 1904 году рязанский купец Феодот Игнатьевич Масленников при поддержке своих родных братьев задумывает возвести в городе храм. Для глубоко верующего человека эта нелегкая задача даже в условиях гонений оказалась по силам. В том же, 1904-м, году Феодот Игнатьевич приобретает землю под старообрядческое вероисповедальное кладбище и на кладбищенском участке строит сторожевой дом. В этом одноэтажном каменном здании сначала и проводились богослужения. Участок старообрядческого кладбища специальным указом Рязанского губернского правления от 16 апреля 1904 года (за №2191) предписывалось обнести каменной стеною. За исполнением сего было поручено блюсти Полицейскому управлению. Позднее, уже после дарования старообрядцам свободы, с выходом указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» и утверждением законодательных инициатив от 17 октября 1905, 1906 гг., в дополнение к сему Феодот Игнатьевич обращается с прошением в Министерство внутренних дел. В Рязанское губернское правление подается заявление рязанских староверов с просьбой разрешить постройку храма «на месте упокоения дорогих сердцу останков предков…», в котором предоставлялось благословение высшей духовной власти — преосвященнаго Иоанна, старообрядческого архиепископа Московского. К документу прилагался план постройки, подготовленный одним из известных архитекторов того времени (предположительно И.Е. Бондаренко, специализировавшегося на постройке старообрядческих храмов). После преодоления препятствий, чинимых властями, на очередное прошение было получено разрешение к строительству с обязательством последующего образования старообрядческой общины в определенные сроки и предоставлением на то расписки храмоустроителей. 

Начало подготовительных работ относится к периоду с 1907 по 1908 год. Примерно в это время рязанским губернатором был утвержден проект каменного храма с колокольней. Закладка первого камня, как об этом писал журнал «Церковь», состоялась летом следующего года. Храм был возведен весьма быстро и в ноябре 2010 года освящен в честь иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим радость». Сохранившиеся в архивах документы донесли до наших дней постановление общего собрания общины от 21 ноября 1910 года, на котором для исправления духовных треб и совершения церковных таинств и богослужений 35-ю голосами был избран «духовный отец, в старообрядчестве протоиерей Еразм Иванович Пчелин, рукоположенный в этот священный сан епископом Даниилом в 1907 году и утвержденный в этой духовной должности при храме Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим радости», епископом Рязанским и Егорьевским Александром». На этом же собрании Феодот Игнатьевич Масленников объявляет о безвозмездном пожертвовании общине в вечное владение выстроенных при участии своих родных братьев Кирилла и Григория Игнатьевичей каменных храма с колокольней и двухэтажного дома для причта со всеми надворными постройками. Феодота Масленникова избирают председателем совета общины, в совет также включены его брат Григорий и сын Исаак.

Два года спустя, в воскресенье 22 июля 1912 г., в жизни прихода происходит важное событие — «при новопостроенной старообрядческой Церкви совершалось торжество освящения и поднятия колоколов на колокольню» («Рязанская жизнь», 1912 г.).

О. Еразм Пчелин, отслужив в приходе 12 лет, был переведен в Егорьевск. Промыслом Господним вторым священником в Рязани стал известный старообрядческий деятель, писатель и начетчик о. Димитрий Варакин, бывший в годы гражданской войны помощником епископа Александра (Богатенкова), местоблюстителя архиепископского престола. В это время отмечалось значительное увеличение численности паствы. В 1929 году иерей Димитрий был переведен на другой приход.

Непрерывные богослужения в рязанском храме проводились до 1937 г. В это время в Советском Союзе повсеместно закрывали храмы, сжигали иконы, арестовывали и расстреливали священнослужителей.
Последним священником в Рязанском храме до Великой Отечественной войны был о. Тимофей Иванов, которого арестовали и расстреляли безбожники. С 1937 г. по 1945 год рязанский храм был закрыт и разграблен. Некоторым прихожанам все же удалось в годы разгрома сохранить часть икон и богослужебных книг. В тяжелые годы Великой Отечественной войны старообрядцы г. Рязани вновь стали отправлять церковные службы. 

С 1943 года богослужения проходят в доме Ефимия Ивановича Масленникова, ревностного христианина, хорошо знавшего церковный устав, знаменное пение и чтение, твердо преданного укладам православного благочестия. Службы совершались по воскресным дням и большим церковным праздникам. Впоследствии при избрании совета общины Ефимий Иванович становится его председателем. 

Время шло, молящихся было уже много, и всем трудно было поместиться в небольшом домике. Совет общины выносит решение обратиться к администрации г. Рязани с просьбой о передаче разрушенного храма старообрядцам. После долгих хождений по инстанциям городских властей, просьб, требований и объяснений усилиями прихожан под руководством Ефимия Ивановича храм был возвращен верующим. 

Здание было разгромлено основательно. Голые стены, разобранная крыша, отсутствие полов, оконных рам и дверей составляли печальную картину. Началась тяжелая работа по восстановлению храма. 

На восстановление храма нужны были значительные средства. В стране шла война, бытовала разруха, свирепствовала бедность, однако община все же решила объявить сбор средств. Представители общины ходили по домам верующих, собирая пожертвования на ремонт. Люди с готовностью и пониманием отнеслись к сбору средств на благое дело и бескорыстно помогали. Восстановление храма шло очень трудно. Не хватало средств, строительных материалов, но дело все же двигалось. Промыслом Господним среди прихожан нашлись хорошие плотники, токари, столяры и другие специалисты, желающие безвозмездно поработать во славу Божию. И уже в 1949 году богослужения внутри храма возобновились. 

К этому времени Московская епархия по просьбе прихожан направила на служение в Рязань священника Владимира Фомичева. Пасхальную утреню в 1949 году служили уже в храме. Это было истинное торжество для верующих. Отец Владимир прослужил в Рязани более 20 лет, в 1967 году был отозван Московской епархией, возведен в протоиереи и направлен на Урал. 

После ухода отца Владимира рязанский храм опять остался без настоятеля. На одном из собраний прихожан была выдвинута кандидатура Игнатия Ивановича Кондратьева. Игнатий Иванович был глубоко верующим прихожанином, хорошо знал церковный устав, много лет руководил клиросом. Его кандидатура была утверждена членами Московской епархии, и вскоре Игнатий Иванович был рукоположен в священники.
Отец Игнатий прослужил иереем в Рязанском храме 10 лет, до 1979 года. Умер в глубокой старости. После многократных обращений в Московскую епархию окормлять рязанский приход определили о. Леонида Гусева. В начале 80-х годов о. Леонид совершил малое освящение храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и этот великоторжественный праздник стал престольным.

Впоследствии на приход Рязани был поставлен иерей Александр Кукушкин, прослуживший в Рязани более 10 лет.
В 1995 году о. Александр принял иноческий постриг. Прихожане много молились Богу о постоянном священнослужителе, обращались в Московскую епархию с прошениями, несколько раз посылали делегации в Москву. И после долгих усилий и ходатайств в сентябре 2000 года в Рязанский храм был назначен священноиерей Александр Маслов. Под его чутким руководством ведется восстановление зданий церковного комплекса, возвращенных общине в 1991 году.

Сегодня рязанская православная старообрядческая община во имя Успения Пресвятыя Богородицы  объединяет в себе более 100 прихожан (среди которых большинство составляют духовные чада отца Александра, жители Рязани и области), в своем развитии неуклонно устремляясь к положению дел в приходе периода «золотого века старообрядчества» 1910-1917 годов, когда община насчитывала порядка 170 человек.

Адрес: 390046, Рязань, Старообрядческий проезд, 4, 
Web-сайт: http://sites.google.com/site/psorrpsc/
Проезд транспортом:
троллейбус: № 12 до остановок «Рембыттехника» или «Спортивная», 
№ 5 до остановок «Спортивная» или «Завод САМ»; 
автобус: № 32, 60 до остановок «Спортивная» или «Завод САМ», 
№ 56 до остановки «Завод САМ» или «Рембыттехника»;
маршрутное такси: № 33, 62, 80, 85, 95 до остановок «Спортивная» или «Завод САМ», №77 до остановки «Завод САМ», 
№68 до остановки «Рембыттехника». 
Путь от остановок: http://sites.google.com/site/psorrpsc/home/doroga-k-hramu/put-ot-ostanovok

 

Источники: 
1. Дело Рязанского губернского правления от 2 июля 1904 года (ГА РО, ф. 4, оп. 77, т. 7, д. 19).
2. Постановление Общаго собрания Рязанской старообрядческой общины, приемлющей священство Белокриницкой митрополии, в г. Рязани от 21-го ноября 1910 года (ГА РО, ф. 4, оп. 77, т. 7,  д. 19). 
3. Старообрядческий церковно-общественный журнал «Церковь»: 
№26, 1909 год, с. 820-822 (годовой репринт: Москва, 2010 г.); 
№39, 1912 год, с. 945-949 (годовой, Москва, 1912 г.).
4. И.Г. Кусова. Рязанское купечество (очерки истории XVI — начала XX века). Рязань, 1996 год. 
5. «Во время оно», приложение к журналу «Церковь». Москва, 2007 г., выпуск №4, с. 127.