Ольховатка

Поиск

Предстоящие события

Летоисчисление поселка Ольховатка начинается с первого письменного упоминания о нем около трехсот лет назад, но люди здесь поселились гораздо раньше. Совсем недавно появились более-менее подтвержденные данные о том, что первые поселенцы были родом из Москвы и Подмосковья. По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трех монахов, а представительницы слабого пола не учитывались. Вторая волна переселенцев-староверов сюда пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Переносить невзгоды на новом месте помогала вера, поэтому первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь, закрытый при советской власти.

После Петра I староверы уже не подвергались жестоким репрессиям, но до начала XX века они были самой бесправной частью русского народа. На территории нынешней Украины староверам жилось легче, чем их собратьям в центральной России. Новый виток гонений на древлеправославие начался при Николае I. Испытали их на себе это и ольховатцы. Так, при наличии церкви им запрещалось проводить службы со священником. Но, несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали батюшки из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году в Петербург отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в ольховатской древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Строилась она основательно, и чтобы новый храм стоял века, его возвели полностью из дуба.

До начала двадцатого века старообрядцы по формулировке того времени были «поражены в правах». Они не могли поступать на военную службу (исключение составляло лишь казачество) и гражданскую службу. Не было препятствий лишь в торговле и предпринимательстве, где старообрядцы достигли больших успехов. Были свои купеческие семьи и в Ольховатке. Далеко за ее пределами получила известность, например, ольховатская ярмарка, проходившая осенью в течение двух недель.

Ольховатские старообрдцы

Ольховатские старообрдцы

В 1905 году Николай II подписал указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России. В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емелиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.

Отец Федор и церковны совет

Отец Федор и церковны совет

Храм и монастырь закрыли советские власти в начале 30-х годов. Но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его по доносу арестовали и расстреляли через несколько дней. Тогда же разрушили колокольню, сбросили колокола, а человек, сбивавший с куполов кресты, оступился и разбился, упав с высоты. Само здание церкви было разобрано в годы войны.

 

Церковный хор (1933 г.)

Церковный хор (1933 г.)

В 1945 году общине разрешили проводить службы в бывшем церковном доме, где они и шли более сорока лет. Дом этот, доставшийся в наследство, отдала общине бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде.

В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром – деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные ею из разрушенной церкви. В 1995 году новый храм освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

С 21 июля 2014 по 18 февраля 2015 г. жителям Ольховатки пришлось пережить тяжелое испытание. В ходе вооруженного конфликта на востоке Украины Ольховатка не раз была обстрелена, но «дебальцевский котел» пережила без человеческих потерь и практически без разрушений, чего нельзя сказать об окрестных населенных пунктах. Во всё время продолжавшихся боев в старообрядческом храме не прекращались богослужения.

Отец Алекандр Карабанов

Отец Алекандр Карабанов

Его настоятель, иерей Александр Карабанов, имея российское гражданство, не покинул общину и продолжал нести свое церковное служение даже в самый разгар боевых действий. В часы страшных обстрелов он, бывало, выходил из своего дома и шел ко храму, с молитвою снова и снова обходя его вокруг.

olhovatka (2)В феврале 2015 г. поселок был освобожден вооруженными силами Луганской народной республики и казачьими частями.