Новокузнецк

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    Строящийся храм в Новокузнецке История каждой старообрядческой общины своеобразна и примечательна. Новокузнецкая община не исключение. Искра истинной веры Христовой не угасала в этих краях со времени основания города.

    Город Новокузнецк (до 30-х годов XX века — просто Кузнецк) был основан казаками до введения церковных новшеств, еще в 1618 году. Он долгое время являлся форпостом освоения Сибири, в том числе Алтая. Через 30 лет после основания города близ него поставлен Христорождественский монастырь. Можно с уверенностью сказать, что вера сибиряков-кузнечан была крепка. Предание гласит, что городу было проявлено особенное Божие водительство от пророка Илии — пророк неоднократно являлся жителям при защите города от иноверцев.

    Гонения на старообрядцев, конечно, не обошли стороной и сибирские земли.

    Новокузнецкие староверы, так же как и прочие, были вынуждены скрывать свою веру. Сохранилось свидетельство о тайном совершении Божественной Литургии в городе в конце 50-х годов XX столетия.

    Архиепископ Московский и всея Руси Савватий На рубеже 60-х и 70-х годов XX века в крепостной тюрьме Кузнецка содержался первый после раскола старообрядческий епископ Тобольский и всея Сибири Саватий, впоследствии архиепископ Московский и всея Руси.

    Даже к началу событий 1917 года, несмотря на свою большую численность, старообрядцы Новокузнецка не могли открыто заявлять о себе. В это время  старообрядческий храм действует в деревне Жерново. В 30-х годах XX века совместно с репрессированными верующими из Подмосковья в городе налаживаются богослужения для всего Юга Кузбасса.

    В послевоенное время для совместного моления старообрядцы собирались в доме у некоего Ивана Ивановича (фамилия его, к сожалению, неизвестна), к нему же для совершения треб приезжали священники из других мест, в частности из-под г. Таштагола.

    Позже, на рубеже 70-х и 80-х годов XX века, членами общины для церковных нужд было приобретено отдельное помещение (половина барака на ул. Солдатской). Община была активной, каждое воскресенье и в праздники обязательно собиралась на моленье. По милости Божьей, среди прихожан, в основном пожилых женщин, были люди, знающие богослужебный устав и крюковое пение — А.Ф. Верещагина, Ф.П. Щеголева. По возможности члены общины ездили на праздничные богослужения в другие города, где постоянно служили священники: Томск, Новосибирск, Минусинск. Хранительницы старой веры неустанно искали пути сохранения и развития общины, с этой целью они обращались к епископу, митрополиту с просьбой прислать в г. Новокузнецк грамотных молодых христиан. Их просьбы были услышаны: в общине появился уставщик Борис Кокорин, позже — о. Александр Черногор и впоследствии — о. Игорь Мыльников.

    Действующий храм иконы Пресвятыя Богородицы "Всем скорбящим Радость" в Новокузнецке До начала 2000-х годов в общине своего священника не было. Долгое время в г. Новокузнецке совер­шал требы о. Михаил Задворнов из Новосибирска. А в конце 80-х годов приход перещел под окормление томского священника о. Геннадия Коробейникова. Прихожане собирались на молитву в едва приспособленном для общественных богослужений моленном доме на ул. Калининградской. Немного позже при содействии о. Геннадия на пожертво­вания томского прихожанина А.С. Шарыпова община приобрела и дом для священника. Новокузнецких старообрядцев никогда не покидала надежда, что когда-нибудь у них будет свой постоянный батюшка и приход станет жить полноценной духовной жизнью.

    В 1997 году старообрядческая община г. Новокузнецка была официально зарегистрирована. Много скорбей пришлось пережить прихожанам на рубеже веков. Но, несмотря на все сложности этого периода, именно тогда возникает весьма значимая для общественной епархиальной жизни инициатива — организация старообрядческих чтений «Русь неведомая». Идея их проведения возникла в 1998 году у Б.Л. Кокорина. В период с 1998 года до 2001 года было организовано порядка 10 чтений с приглашением на них не только старообрядцев, но и ученых-историков, представителей других конфессий. Кроме решения просветительских задач, на встречах вырабатывался опыт полемических бесед, опыт слушания друг друга старообрядцами различных согласий. В результате были установлены добрососедские отношения новокузнецкой старообрядческой общины с иными конфессиями. Традиция старообрядческих чтений жива по сей день. С 2003 года они носят название Аввакумовских и по настоящее время проводятся в г. Томске.

    Определение площади под строительство нового храма В 2001 году моленный дом общины был перестроен в храм в честь иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим радость» и освящен епи­скопом Новосибирским и всея Сибири Силуяном.

    Новый этап в жизни общины наступил в 2005 году. С этого года в Новокузнецке начинает свое пастырское служение бывший бийский уставщик Игорь Мыльников. С появлением постоянного священника жизнь в приходе заметно оживилась: храм полон молящихся, проходят занятия в детской воскресной школе, возрожден опыт 2000 года по установлению контактов с общественностью города в форме проведения открытых вечеров духовных песнопений с приглашением певчих из других сибирских приходов.

    Естественным образом возник и во­прос о строительстве нового храма. На выбранном ме­сте по инициативе о. Игоря прихожане начали молитву еще до строительства. 11 сентября 2007 года, в праздник Усек­новения главы Иоанна Предотечи, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил место закладки храма. Авторы проекта Л. Поповский и М. Поповский запла­нировали рядом с храмом поселок для старообрядческих семей. Строительство храма, с Божьей помощью, начато в 2008 году недалеко от действующего храма (проезд Родниковый). 7 октября 2012 года храм освящен Преосвященным епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном.

    Действующий старообрядческий храм в честь иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим радость» расположен по адресу:
    Заводской район г. Новокузнецка, ул. Калининградская, дом 13.
    Транспорт:  остановка «Садовая»,
    от железнодорожного вокзала следуют автобусы № 7, 15, 35, троллейбус № 1
    Богослужения проводятся в праздничные и воскресные дни.
    Начало вечерни — в 14.00, полунощницы — в 7.30