Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

Храм Преображения Господня в г. Клинцы Санкт-Петербургской и Тверской епархииКлинцы появились как одно из нескольких поселений старообрядцев, бежавших от гонений государственной власти и господствующей церкви

В середине 18 века вопреки гонениям вокруг Клинцов образуется несколько монастырей. В 1744 году в трех верстах от посада Клинцы казаком Никитой Игнатьевичем (1700 — 1809) был основан Преображенско-Никольский («Николо-Пустынский») монастырь.

В 1780 году в Клинцах завершено строительство Вознесенского, а в 1787 — Троицкого храмов. По воспоминаниям старожила П. Храмченко: «Старинные, поставленные еще старообрядцами в XVIII веке, Вознесенская и Троицкая церкви занимали в панораме города главное место. Высоко вознесенными куполами и колокольнями церкви возвышались над одноэтажным городом. Каждый из названных храмов представлял, в сущности, целый комплекс сооружений. Рядом с высокими летними храмами стояли невысокие зимние храмы. На цвинтере (так в Клинцах назывался церковный двор) Вознесенской церкви. Зимний храм был во имя Архангела Михаила, а на цвинтере Троицкой церкви зимний храм был во имя Покрова Пресвятой Богородицы. От храмов на город растекался малиновый звон колоколов «. Вознесенская и Троицкая церкви в середине XIX века перешли в подчинение Синода и стали называться единоверческими. Однако по условиям договора старообрядцев и господствующей церкви служба в единоверческих храмах велась по старопечатным книгам и строго соблюдался старый обряд.

К началу 20 века в Клинцах осталось два храма сугубо старого обряда. В 1823 году по ул. Пушкинской (ныне им. Пушкина) был построен молельный дом, позже переоборудованный в полноценную церковь в честь Преображения Господня, действующей и поныне. В 1902 году клинцовским купцом Николаем Андреевичем Степунининым (1831 — ок. 1915) на горке на стыке нынешних ул. Дзержинского (ст. Клинцовой) и ул. Свердлова (ст. Евлановка) стоял построенный каменный храм с двумя престолами — во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николы. Позже в 1910 году здесь же была возведена колокольня, а также открыто училише на 120 детей. Рядом с храмом (ближе к нынешней ул. Советской) были выстроены дом для священника и прочего клира (дьякона, псаломщика, пономаря). 10 лет в этом храме служил коренной клинчанин священник Федор Разуваев (? — ум. Ок. 1933). будущий епископ Новозыбковский Флавиан.

Почти все храмы города, кроме Троицкого, в 1930-е годы были закрыты. Несколько лет они стояли, лишенные крестов. В Покрово-Никольском храме была открыта пекарня, в Вознесенской церкви — склад зерна, в Преображенской — детский сад, в Покровской, рядом с Троицкой, — после войны устроили театр, а позже — склад Клинцторга. Но постепенно церкви стали исчезать. Колокольню Вознесенской церкви разобрали, на ее месте сегодня стоит здание городской типографии. Бывшая часовня Вознесенского храма сегодня является Никольский храм Московского патриархата. Троицкая деревянная церковь была уничтожена пожаром в 1972 году. На ее месте построены здание СМУ и 2 девятиэтажные дома (ул. К. Маркса).

В годы после Великой Отечественной войны, в связи с вынужденной перегруппировкой приходов в центральной части России, была создана Ржевско-Клинцовская епархия с центром в Ржеве. В 2004 году территории бывших Калужско-Смоленской и Клинцовско-Новозыбковской епархий вошли во вновь образованную Санкт-Петербурскую и Тверскую епархию.

Издательское дело

В истории старообрядчества в 18 веке Клинцы — почти единственный центр активной издательской деятельности. «В середине 1780-х годов в стародубском посаде Клинцы возникли легальные старообрядческие типографии, их содержателями были купцы Д. Рукавишников, Я. Железников и Ф. Карташов. Возможность появления, пусть и недолгого, существования подобных типографий в пределах Российской империи обусловливалась изданием 15 января 1783 г. Екатериной 11 указа о вольных типографиях. Однако вскоре старообрядческие книгопечатни обратили на себя внимание властей и после освидетельствования их в 1787 г. в Клинцах сохранилась лишь типография Ф. Карташева, которая уже тайно, продолжала печатать книги до конца 1790-х годов. В начале Х1Х в. Ф. Карташов вновь занялся типографской деятельностью, в которой активное участие принимал его сын Аким, продолживший дело отца и после его смерти в 1805 г. Печатание книг в этой типографии велось до 1817 г., когда по доносу она была закрыта властями».

Федор Карташев и другие клинцовские купцы-печатники (Василий Яковлев, Дмитрий Степанович Рукавишников) представляли собой крупных деятелей старообрядческого просвещения в 18 веке. Книги печатались с подлинников дониконовского издания. Из-под клинцовских станков вышли «Азбука», «Пролог», «Цветник священноинока Дорофея», «Глаголание Августина учителя», «О целовании святых икон» и другие книги.

В 1801 году прозвучали слова императора Александра I насчет клинцовских типографий: «Типографии в посаде Клинцы быть по-прежнему, но с тем, чтобы напечатание оных книг производилось с ведома и дозволения правительствующего синода». От раскольников требовали компромисса, но купцы попытались проявить свою знаменитую (описанную Н. С. Лесковым в «Запечатленном ангеле») изворотливость. Вот как объяснял свои действия Аким Карташов: «… о том, подавал ли отец мой кому объявление, не знаю: я же не подавал, но просил черниговское губернское правление о дозволении мне иметь типографию в 1806 и 1811 гг.». Государство ответ этот не удовлетворил, клинцовская типография была увезена в Москву и передана единоверцам.

Клинцовские старообрядцы

В Клинцах долгое время проживал крупнейший деятель старообрядчества середины XIX века Илларион Григорьевич Кабанов (Ксенос). Последние 12 лет он провел в полном уединении и здесь представился ко Господу.

Епископ Порфирий (Петр Маничев; 1838 — 1912) первые 45 лет своей жизни прожил безвыездно в Клинцах. Служил доверенным у купца-старообрядца Кубарева. Четыре года был уставщиком Преображенско-Никольского монастыря. В 1883 году поступает в монастырь в Полосе, где через год был рукоположен в дьяконы епископом новозыбковским Селивестром (? — ум. 1906) также в молодости проживавшем в Полосе, и в Полосе же скончавшемся (Селивестра называют одним из самых образованных старообрядческих иерархов). В 1894 году Порфирий избирается игуменом монастыря и 6 лет руководит им, параллельно выполняя послушание быть представителем еп. Селивестра на соборах в Москве. Во время одной из поездок в 1899 году он избирается в епископы на Самарско-Симбирскую кафедру (затем он принимает еще и саратовскую и астраханскую кафедры).

Родом из клинцовских мещан и епископ Аркадий (Андрей Родионович Шапошников; ок. 1810 — 1868). Был послушником Лаврентьева монастыря близ Стародуба. Как пишут в сборнике «Старообрядчество»: «Выделялся развитым умом, обширной начитанностью, энергичностью и настойчивостью во всякого рода исправлениях монастырских нужд».

С юности поселилась в неизвестном нам по названию женском монастыре (известно только, что он разорен властями в 1860-х годах) инокиня-схимница Таисия (Татьяна Илларионовна Ларионова; ок. 1819 — 1915). Известна она настоятельницей женского скита на Рогожском кладбище. Еще цитата: «В скиту мать Таисия ввела строгий устав, являясь сама прежде всех строжайшей исполнительницей его и отличаясь строго воздержанной жизнью».

Епископ новозыбковско-черниговский Ермоген (Емелья Филиппович Перфилов; ок. 1837 — 1915), уроженец Подольской губернии, в 1906 году был рукоположен в епископы именно в Клинцах. Скончался здесь же 27 сентября 1910 года.

Схииеромонах Амфилохий (Александр Кузьмич Берестнев; 1931 — 1995) закончил свою жизнь настоятелем самого крупного Покровского храма на Рогожском кладбище. Но родился он у нас в Клинцах в старообрядческой семье и прожил здесь почти всю жизнь. «С ранних лет отличался глубокой верой и ревностным прилежанием ко храму», — так пишут о нем в сборнике «Старообрядчество». В 24 года он становится дьяконом Преображенского храма, в котором служит 20 лет. В 1974 году, получив священнический чин от епископа клинцовского Анастасия (Антоний Федорович Кононов; 1896 — 1986), становится настоятелем храма. В 1983 году он назначен настоятелем Покровского собора и перебирается в Москву. Служить ему там пришлось недолго, он болеет и умирает, приняв схиму.

В 1989 году в епископа, но уже с изменением названия кафедры (тогда «Клинцовская и ржевская) был поставлен Лукиян (Лука Дмитриевич Абрамкин; 1904 — 1995).

митрополит Алимпий (Александр Капитонович Гусев; р. 1929) сам недолгое время проживал в Клинцах будучи поставленным в 1986 году в звание «епископа г. Клинцы Брянской области». Чин этот был промежуточным перед принятием сана митрополита. До 1986 года клинцовской и новозыбковской епархией управлял вышеупомянутый епископ Анастасий. «

 

по материалам статьи А. Прянишникова «Лики клинцовского старообрядчества»
http://www.klintsy.ru/history/index.php?page=17&#soob