Современное устройство древлеправославной Церкви

Главная История Краткая история старообрядчества Современное устройство древлеправославной Церкви

Современное устройство древлеправославной Церкви

Гонители древнего православия лишили старообрядческую Церковь епископов. Когда епископ Павел Коломенский мужественно выступил против реформ Никона, он был предан мученической смерти. Остальные архиереи, опасаясь участи Павла, молчаливо согласились с новыми церковными порядками. Таким образом, древняя святая Церковь временно осталась без епископов, лишь со священниками и диаконами.

По правилам Церкви священники должны быть в послушании у своих епископов. Но те же правила повелевают священникам не подчиняться епископам, если последние уклонились в какое-либо заблуждение, проповедуют ересь или учиняют церковное разделение. Поэтому те священники, которые не пошли за Никоном, совершившим церковный раскол, поступили совершенно законно и спасительно.

Сан позволял им совершать божественную литургию, управлять паствой временно без епископов. Но они не имели права рукополагать новых священников и диаконов. Что же оставалось делать? Где было взять преемников?

Еще в христианской Церкви первых веков возникали подобные положения. Бывали случаи, что поместные церкви лишались всех своих епископов вследствие уклонения их в ересь. Пребывая в ней, они продолжали священнодействовать, рукополагать епископов, священников. Вселенские и поместные соборы православной Церкви постановили принимать этих поставленных в еретическом обществе духовных лиц, если они отрекутся от своих заблуждений, сохраняя за ними духовный сан, т. е. если они рукоположены в епископский сан, то остаются епископами, если же в священнический — священниками (8-е правило Первого вселенского собора). Было установлено святыми соборами даже посылать особых ходатаев к пребывающим в заблуждении духовным лицам, чтобы убедить их оставить свое неправославное общество и присоединиться к истинной Христовой Церкви (80-е правило Карфагенского собора).

Согласно этим древним соборным правилам, древлеправославная Церковь принимала духовных лиц, рукоположенных в новообрядческой церкви, в сущем сане. Таких священников, вернувшихся к древнему православию, стали называть «беглыми».

Тайно от властей они совершали все присущие их сану таинства и требы: крестили, миропомазывали, исповедовали, причащали, венчали, елеопомазывали, погребали умерших и т. д. Для исполнения треб в запасе у старообрядцев было достаточно св. мира, освященного еще благочестивым патриархом Иосифом, сохранилось даже миро, освященное патриархом Филаретом, были и древние антимисы, освященные благочестивыми епископами. На этих антимисах старообрядческие священники и совершали Божественную литургию.

Вопросы общего значения, возникавшие в старообрядчестве, разрешались соборно общим голосом Церкви. На собор съезжались игумены монастырей и скитов, священноиноки, иноки, приходские священники, избранные от приходов мирские люди, искусные в Священном Писании и церковных правилах. Соборы осуществляли церковное управление, устанавливали порядок в приходах, определяли старшинство между духовными лицами, проверяли их пастырскую деятельность, разрешали спорные вопросы и недоразумения. Соборы собирались в исторически сложившихся духовных центрах старообрядчества.

Поскольку реформа Никона сопровождалась «исправлением» богослужебных книг, старообрядцы совершали и ныне совершают богослужение по книгам, во всем согласным со старопечатными изданиями первых пяти благочестивых московских патриархов. Старые книги изымались властями, ветшали от постоянного употребления. Но в тайных старообрядческих типографиях дораскольные книги переиздавались в точном соответствии с оригиналом. Наиболее часто для переиздания за образец брались книги времен патриарха Иосифа.

Поделиться: