Праздники как часть культуры старообрядчества: исторический аспект

Главная Публикации Наука и вера Праздники как часть культуры старообрядчества: исторический аспект

Темы публикаций

Праздники как часть культуры старообрядчества: исторический аспект

Поделиться:

В настоящее время, когда сильны угрозы тотальной глобализации, существует реальная опасность потери связи исторической памяти, национальных корней, самобытности, духовности. Расширение культурных границ вызвало в обществе мировоззренческую проблему, связанную с поиском основ национальной идентичности. Важнейшей особенностью российского общества на современном этапе является стремление к поиску общенационального идеала, просматривается тенденция возрождения своей традиционной истории, культуры, возвращение к истокам и переосмыслению прошлого, собственных национальных корней, так необходимых сегодня для сохранения историко-культурных целостностей.

Праздники как часть культуры старообрядчества: исторический аспект
Художник А. Панов

Актуализирует данную проблематику и общемировая тенденция роста национального самосознания народов мира, их своеобразный этнический Ренессанс, особенно отчетливо проявляясь на фоне процессов глобализации. В связи с этим растет потребность в осмыслении своей духовно-этнической самости как основы для осознания себя частью своего народа, этноса и — одновременно — мира. В современных условиях задачи сохранения и развития традиционной народной культуры в регионах России приобрели общегосударственный масштаб и рассматриваются в контексте федерально-региональной политики как одно из условий устойчивого развития регионов и гражданского общества.

Разрушение системы религиозных традиций в атеистический период российской действительности привело к разрыву преемственности и ослаблению культурной связи поколений, нарушению целостности социокультурного пространства. Возврат к традиционным идеалам и ценностям предков является наиважнейшей задачей современного социума. В этом отношении опыт старообрядчества демонстрирует живой пример. Поэтому в обществе наблюдается повышенный интерес к культуре старообрядчества как важному аспекту многонациональной российской панорамы.

На протяжении веков старообрядческая культура создала свой вполне оригинальный мир представлений, ценностей, норм, символов и способов их воплощения и реализации в социальных условиях жизни общины. Фундаментальным принципом культуры старообрядцев является следование духовно-культурной традиции предшествовавших поколений. Доминантой старообрядческой культуры является сохранение веры предков и исторической памяти, «любовь к отеческим гробам» (А.С. Пушкин).

У русского философа Н.Ф. Федорова есть учение о воскрешении всех умерших поколений, получившее название «общее дело», в основе которого лежит идея нравственности, «долг к отцам — предкам, воскрешение как высшая и, безусловно, всеобщая нравственность, нравственность естественная для разумных и чувствующих существ, от исполнения которой, т.е. долга воскрешения, зависит судьба человеческого рода» [1, с. 456]. Мыслитель говорит о земном воскрешении, о необходимости вернуться к предкам, помнить умерших отцов. В таком случае, по утверждению Н.Ф. Федорова, может возникнуть Царство Божие на земле, а отсюда произойдет сближение с трансцендентным миром. Старообрядчество изначально стремится к восстановлению рая на земле, к идее Святой Руси, пытается воссоздать образ старой веры, веры отцов и через это прийти к спасению в Боге.

Культурно-ценностная система старообрядчества максимально реализуется в поле церковного праздника. Праздник является продуктивной формой коллективной памяти. Транслируя предыдущий духовно-нравственный опыт, праздник прививает последующим поколениям морально-этические нормы. Самобытность и национальный характер праздника оказывает влияние на этнокультурную идентичность. «Позитивная этническая идентичность признается в качестве условия самостоятельного и стабильного существования этнической группы, а также как условие мирного межкультурного взаимодействия в поликультурном мире» [2, с. 44].

В старообрядческую культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые традиции. Старообрядческая культура объединяет систему идей, ценностей, норм, традиций, образцов социального поведения людей, религиозных верований, выраженных в массовом сознании населения в целом и сознании отдельного человека в частности.

Этому способствует установка на крепкую семью, которая является «малой церковью» или «малым христианским собранием». Старообрядческая семья оказалась менее подверженной разложению по сравнению с семьями других вероисповеданий. Причиной этого стала религиозная вера, которая воспринимается в старообрядческой семье не как приватное, личное дело каждого, но как общая вера, проводимая в жизнь. Семейное соблюдение традиций и обрядов сплачивает семью.

Следует подчеркнуть, что центральное качество старообрядческой культуры — традиционность как определенная ценностно-смысловая составляющая содержания этой культуры, как механизм передачи культурного опыта. «Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, обряды, обычаи, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор и т.д.» [3, с. 155].

Религиозный праздник является основной формой трансляции духовного наследия старообрядчества, в нем заложен механизм передачи опыта предков. Праздничная среда содействует укоренению идеалов и ценностных ориентаций, законов, правил, обычаев, запретов, мировоззренческих оснований. Праздник — гарант сохранения старообрядческой традиционной культуры.

В научно-исследовательской литературе встречается ряд дефиниций данного явления. Необходимо обозначить характерные черты праздника, которые, так или иначе, упоминаются в определениях и описаниях праздничного пространства.

По утверждению В.Н. Топорова, праздник представляет собой «временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную сопричастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институциализированное действо» [4, с. 329].

Праздник как один из элементов бытия, в отличие от повседневности с ее случайностью, принципиально имеет четкую ценностную структуру, в центре которой всегда событие. Праздничная действительность — это специфическая фаза коллективной жизни, цель которой состоит в том, чтобы в специально выделенное для этого время институциональным образом поддержать, подтвердить предельные, высшие ценности и идеалы сообщества, выражающие отношение к историческим событиям, предшествующему опыту и будущему. Онтологический смысл праздника во многом определяется отношением его к системе смыслообразующих ценностей.

Участие в религиозном празднике свидетельствует о связи индивида с данным обществом и усвоении его смыслообразующих ценностей. «Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира. Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений» [5, с. 5].

В.Н. Топоров пишет: «Праздник своей структурой воспроизводит порубежную ситуацию, когда из Хаоса возникает Космос. Он начинается с действий, которые противоположны тому, что считается нормой, с отрицания существующего статуса и заканчивается восстановлением организованного целого» [6, с. 15–16]. Праздник следует понимать как трансляцию ценностных доминант общества, а праздничное поведение как демонстрацию системы ценностей конкретной личности.

Праздник как один из элементов бытия, в отличие от повседневности с ее случайностью, принципиально имеет четкую ценностную структуру, в центре которой всегда — событие. Праздничная действительность — это специфическая фаза коллективной жизни, цель которой состоит в том, чтобы в специально выделенное для этого время институциональным образом поддержать, подтвердить высшие ценности и идеалы сообщества, выражающие отношение к историческим событиям, предшествующему опыту и будущему.

Традиционная культура старообрядцев формировалась на протяжении веков. Эта культура максимально подчинена определенным нормам и законам, транслирующимся из поколения в поколение, фиксируется традицией, закрепляется в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Праздник способствует сохранению единства поколений, обеспечивая преемственность. К. Касьянова отмечает: «обряд создает праздник, а праздник останавливает время и высвобождает человека из подчинения ему, позволяет человеку «выпрыгнуть» из бесконечной гонки за своим будущим. И только при этом условии возможна эмоциональная встряска и разгрузка, снятие напряженности. Но вся трудность заключается в том, что, хотя обряд и может создать человеку праздник, создать сам обряд невозможно по усмотрению и для определенной цели: для того чтобы набрать силу, обряду нужны столетия» [7, с. 146–147]. Утверждая накопленный многими поколениями опыт, праздник приобщает общество к традиции.

В целом календарь праздников устанавливает и подтверждает систему ценностей личности. Религиозные праздники на протяжении веков в различных вариантах транслируют индивидуальные и семейные аксиологические доминанты человечества — ценность человека, любовь к ближнему, верность идеалам и любимым людям, уважение к предкам, умение прощать и переживать жизненные невзгоды, ценность семьи и детей, постоянное стремление к духовному совершенству.

Устойчивость и жизненная сила старообрядческих традиций выражаются в том, что, независимо от разрушительных социально-идеологических воздействий и катаклизмов, существовавших на протяжении всего ХХ столетия в российском обществе, традиции старообрядцев сохраняются до сегодняшнего времени в образе жизни, религиозной вере, обычаях и обрядах праздничной культуры.

Вселенский характер церковного праздника, «это особое состояние всего мира» [8, с. 12], торжественно возвещает людям о Царствии Небесном. По мысли П.А. Флоренского, праздник позволяет лицезреть «утраченный Эдем» [9, с. 534]. Самобытность и национальный характер праздника оказывает влияние на культурную идентичность. И наоборот, культурная идентификация старообрядчества представляет собой активный механизм передачи и сохранения праздничных традиций и праздничной культуры в целом.

Старообрядчество показывает глубину религиозного понимания праздника как приобщения к святыне, сверхбытию. Праздник содержит метафизический и онтологический смысл, обладает особой эстетической и нравственной значимостью. Старообрядцы экзистенционально ощущают праздничное действо. Формальность в восприятии религиозного праздника им не свойственна. Основа праздничного дня — молитва. Внимание человека полностью сконцентрировано на объекте (Боге, Богородице, святом и т.д.).

По словам самих приверженцев старообрядческой веры, «прежде всего в праздник нужно молиться Господу Богу. Через молитву мы очищаемся. Знаем, какой это святой, для чего. Вот сейчас у нас праздник, посвященный Первому Вселенскому собору. На этом соборе нам была дана молитва «Верую», она является символом нашей веры». Смысл церковного праздника для староверов заключается в следующем: «Почесть отдать Богу».

На рубеже XIX–XX вв. церковные праздники оказывали влияние на все социально-культурологические аспекты жизнедеятельности жителей старообрядческих поселений. К празднику староверы готовились, украшая жилище, одеваясь в нарядную одежду, а также внутренне приготавливаясь к встрече с Богом, очищаясь от зла, греховных привычек и всего, что мешает полноценной духовной жизни. В.В. Розанов в своей статье «О нарядности и нарядных днях календаря» говорит о смысловой связи: «Праздник — радость — близость к Богу — нарядность… нарядные стороны древнего богослужения вытекли из основного представления, что Бог есть радость и что живет Он в радости, среди радующихся людей, в радостных местах, около нарядных одежд» [10, с. 386]. Ментальное содержание праздника и сама его атмосфера способствовали формированию внутреннего ценностного мира, твердой веры, культуроформирующе действовали на личность.

Староверы соблюдали границы между праздничным и будничным. В праздничный день они не работают. Еще Платон писал о божественном установлении праздника для соотношения труда и отдыха: «….боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки от этих трудов, божественные празднества» [11, с. 117].

Однако старообрядцы не допускают свободное от трудов время проводить праздно, бездуховно. Так, богослужебно-молитвенная практика выступает центральным компонентом праздничного дня у старообрядцев и на современном этапе. «На праздник ходят на службы, молятся молебен». Неотъемлемой составляющей праздника в старообрядчестве является подача милостыни как важнейшая аксиологическая и аскетическая категория. «Для спасения души надо милостыню подавать, всем: и бедным, и богатым — всем».

Вплоть до середины XX в. праздничный день состоял из двух частей: церковно-богослужебной и досуговой. После посещения моленной праздничные акты переходили в домашне-бытовую сферу, где транслировались национально-традиционные варианты старообрядческой культуры. Праздничный обед, сопровождаемый молитвой, проходил в семейном кругу, зачастую приглашались гости. В праздничной композиции были распространены народные гуляния, продолжавшиеся несколько дней и носившие всеобщий характер. «Характерным для старообрядческих традиций было и ограничение досуговых, развлекательных элементов праздничной культуры, часто воспринимаемых как «греховные». Однако при общей установке на аскетизм и ограничение досуговых элементов последние продолжали активно бытовать и в старообрядческой среде…» [12].

Праздничную обрядность старообрядцев условно можно разделить на две группы:

1) праздничные обряды, связанные с биоритмами человеческой жизни (семейно-бытовые обряды жизненного цикла человека);

2) праздничные обряды годичного цикла (календарные праздники).

Праздничный цикл начинается с осеннего праздника, которым открывается церковный год — Рождества Пресвятой Девы Марии. Главные зимние праздники — Рождество и Крещение. Рождеству Христову предшествует сорокадневный пост (Филипповка). В это время, кроме пищевых запретов, староверы не совершают бракосочетаний, не участвуют в развлекательных мероприятиях. Главной целью поста является духовно-нравственное очищение через молитву, покаяние, совершение добрых дел, посещение моленной. Канун Рождества (Сочельник) — день строгого воздержания. В святочный период у старообрядцев был распространен обычай «славить родившегося Младенца — Христа». Так называемые «христославцы» ходили по домам с исполнением рождественского тропаря: «Рождество твое, Христе Боже наш…». В канун Крещения верующие шли на колодец за святой водой, «у нас вода в колодце освящается». В конце зимы празднуют Сретение, «Встречение — это когда лето с зимой встречается».

Весной перед началом семинедельного Великого поста у староверов справлялась масленица. Масленица воспринимается как подготовка к посту (заговенье): «Не только обряды надо соблюдать, это подготовка к посту. Первым делом, соблюдение пищи, уже не едим мясо, только молочные продукты. Катались с горки, ходили в гости, проведывают друг друга, приглашают — подготовка к прощению друг друга перед Прощеным воскресеньем».

В период Великого поста праздновалось Благовещение. В этот день особенно исключались всякие дела. «Благовещение — праздник Богородицы. Очень большой праздник. Птица гнезда не вьет. Почитать надо так. Превозносить. Если у тебя нет возможности пойти в церкву, дома перекрестись, но не делай ничего такого грязного, стирать не надо. Говорят: «Птица гнезда не вьет». Она знает? Да это ж Бог ей дает такое знание, что грех в этот день. И «девица косы не плетет». Правильно. Это Богородичный праздник». «Благовещение — это очень большой праздник. Архангел Гавриил благовестил, что у Богородицы родится Сын. В этот день нельзя ничего делать».

В Вербное воскресение, последнее перед Пасхой, на богослужении освящали вербу — символ праздника. «Вербочки святят. Это когда Исус Христос приезжал в Иерусалим и Его везли на ослике. И стелили дорожку ветвями. И вот это вербочки».

Главным торжеством в христианской праздничной культуре является Пасха — Воскресение Христово, связанное с идеей искупительной жертвы Исуса Христа за грехи человечества. Пасху староверы отмечали семь дней, молясь в храме. Древняя основа праздника сохранялась и в домашне-бытовой сфере старообрядцев: «Обязательно пекут паски, куличи, красят яйца». В народном сознании наблюдается восприятие пасхального периода как сакрального, когда появляется возможность безусловного наследования Царства Небесного новопреставленным.

На второй неделе после Пасхи — «Красная горка». «На Красную горку никто не работает, все молятся, празднуют. В церковь идут. На кладбище кто ходит, кто нет. Кто пожелает. Далее у староверов бывает так называемый родительский день, когда происходит поминовение усопших с посещением кладбища. «На родительский день мы сначала идем в церкву, там панахвида, а потом на кладбище. Заходим на кладбище со святостью, молются, поминают. По всем родителям».

Летний праздничный цикл открывается Вознесением, дальше следует День Святой Троицы. «На Троицу в храме молятся, не работают». «В субботу вечером идут в церкву молиться, на вечерню. Утром встают в два часа ночи, идут служат. Это очень большая служба. До одиннадцати часов дня». Существует обычай в этот день украшать растительностью дома. «Троица — это большой праздник, будем украшать цветами, ветвями. Обычай такой». Еще один обычай — молитва о дожде: «Засуха, когда дождя нет, говорят: «Ой, нету дождя, да хоть бы до Троицы». У нас несут «святость», там Богородица, Исус Христос, Троица и крест. Крестный поход. И вот идут у поле и молются молебен». На второй день идет дождь. Святость украшают ветками, зеленью». На второй неделе после Троицы начинается подготовка к Петровскому посту. «Потом другая неделя и на Петровку загвена».

В день св. апостолов Петра и Павла отмечали конец Петровского поста (Петровка): «На Петров день разговляются, гуляют». Преображение Господне — праздник, установленный в память чудесного преображения Своего облика Спасителем. В этот день освящались фрукты: яблоки, груши. В народной традиции праздник Преображение называется Яблочным Спасом. По преданию до Яблочного Спаса не употребляются в пищу яблоки. Заканчивает ежегодно повторяющийся круг праздник Успения Пресвятой Богородицы — переход от земного бытия к вечной реальности.

В начале XX столетия в результате общественно-политических изменений праздничные религиозные традиции активно вытеснялись советскими идеологическими торжествами из социокультурного ландшафта. В этой исторической ситуации как результат подмены церковного праздничного события увеселительными, зрелищными мероприятиями происходит частичное разрушение отдельных элементов традиционной обрядности, нарушение строгости регламентации. Однако именно старообрядчество как явление, обладающее устойчивым чувством культурно-конфессиональной преемственности поколений, наиболее полно смогло сохранить и донести до сегодняшнего дня весь спектр духовных, в т.ч. и праздничных традиций.

Современная праздничная культура старообрядцев обнаруживает сущностные основания общенациональной культуры России. Старообрядчество активно противостоит происходящим в настоящее время процессам вестернизации, европеизации праздничной системы. Инновационные праздники, привносимые в современную культуру, лишены экзистенциального характера и смыслообразующих ценностей. В празднике кристаллизуются мировоззренческие постулаты старообрядчества через антизападническую и контрсекулярную идею, противостояние тенденциям современного глобализма.

Итак, религиозный праздник является основной формой трансляции духовного наследия старообрядчества, в нем заложен механизм передачи опыта предков. Праздничная среда содействует укоренению идеалов и ценностных ориентаций, законов, правил, обычаев, запретов, мировоззренческих оснований. Типичными чертами старообрядческого праздника являются: собранность, высокая степень приближения к идее праздника, связь с сакральностью, аскетическое отношение к празднику, катарсическая сущность праздничного бытия. Праздничные формы практически не подвержены в старообрядчестве диверсификации, модернизации. Церковный календарь выполняет культуросберегающую функцию, выступает интегрирующим фактором, способом духовного единения людей и гарантом сохранения культуры старообрядцев в процессе трансформации.

Традиционная народная культура старообрядцев — совокупность духовных и материальных ценностных установок и ориентиров. В традиционную народную культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые традиции. Старообрядчество является носителем традиционной культуры. На протяжении веков старообрядцы создали свой вполне оригинальный мир представлений, ценностей, норм, символов и способов их воплощения и реализации в социальных условиях жизни общины.

Традиционный праздник является основной формой трансляции духовного наследия, в нем заложен механизм передачи опыта предков. Праздничная среда содействует укоренению идеалов и ценностных ориентаций, законов, правил, обычаев, запретов, мировоззренческих оснований. Религиозный праздник — гарант сохранения народной традиционной культуры. Праздники — своеобразные формы семейного воспитания, передаваемые из поколения в поколение. На современном этапе традиционные праздники осмысливаются старообрядцами как одно из основополагающих средств реставрации своей культуры. Возрождение традиционных праздников напрямую связано с восстановлением развития традиционного образа жизни народа. С нашей точки зрения, изучение традиционных праздников как части культуры повседневности староверов является важным и значимым в современных условиях сохранения и развития традиционной народной культуры России.

Л. В. Хирьянова, кандидат философских наук

Литература

  1. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  2. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности: монография. М.: Смысл, 1998.
  3. Юлдашева М.Р. Народная художественная культура в профессиональном образовании культурологов// Материалы международной научно-практической конференции «Культура и искусство: традиции и современность», Чебоксары, 2013.
  4. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. М., 1982.
  5. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря / Иллюстрированная энциклопедия. СПб, 2002.
  6. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику// Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
  7. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1984. С. 146–147.
  8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
  9. Флоренский Павел о. Предисловие к книге Н.Я. Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника». М.: Мысль, 1996.
  10. Розанов В.В. О нарядности и нарядных днях календаря// Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен/ Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 1995.
  11. Платон. Соч. в 3 тт., т. 3, ч. 2. М., 1972.
  12. Черных А.В. Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX – середине XX вв. (региональный аспект праздничной культуры). Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора ист. н. Екатеринбург, 2007.
Поделиться: