Гомельскому храму св. пророка Илии исполнилось 225 лет

Главная Новости Новости общин Гомельскому храму св. пророка Илии исполнилось 225 лет

Новости по темам

Гомельскому храму св. пророка Илии исполнилось 225 лет

В начале ХХ века территория Гомельщины была регионом устойчивого компактного проживания старообрядцев. По данным Памятной книжки Могилевской губернии, в 1914 году в Гомеле и Гомельском уезде проживали 28 137 раскольников — 6,2 % от общей численности жителей региона. Гомельская старообрядческая церковь во имя пророка Илии имеет интересную историю. В книге Л. Виноградова «Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142–1900 г.», изданной в Москве в 1990 году, написано:

Ещё в начале XVIII века при Петре I и его преемниках в Гомельскую волость через рубеж стали переходить русские — калужане, орловцы и тверяне, искавшие свободного отправления богослужения по старопечатным книгам и привлечённые в здешний край молвой о непроходимости лесов, об отсутствии двойных налогов, рекрутчины и паспортов и о полной готовности панов уступать им землю… Один из их посёлков незаметно вырос под самым Гомелем в полуверсте от замка и вскоре обратился в Спасову слободу (т. е. свободную общину), насчитывающую до сотни дворов.

Название своё слобода получила от Спасовой церкви, вокруг которой со временем образовался мужской монастырь. Ильинская же старообрядческая церковь в Гомеле была построена на месте к тому моменту уже обветшавшей Спасской церкви в 1773-1774 гг. Освящена она в сентябре 1794 года. 

Гомельскому храму св. пророка Илии исполнилось 225 лет

Таким образом, в 2019 году Ильинскому храму исполняется 225 лет с момента освящения. Его отличает необычность силуэта: состоит из трёх срубов, поставленных один за другим по одной оси: притвор, средний сруб и пятигранная алтарная апсида. Средний сруб, самый крупный, квадратный в разрезе, вверху переходит в восьмиугольник, что добавляет объём. В главной части церкви над входом установлена колокольня. Её верхняя часть под невысоким куполом опирается на восемь столбов.

В первой половине XIX века при церкви появились обособленные мужские и женские жилища отшельников-староверов, смешанный скит (на начало позапрошлого века насчитывал 50 человек). К 1840-ым годам стал исключительно женским (по данным 1839-го года, было 29 келий, 23 монахини). В 1850-ом году через Гомель была проложена шоссейная дорога Санкт-Петербург — Киев. Ильинская церковь находилась как раз у дороги и, как считалось, портила вид. В связи с этим власти запретили службу и закрыли скиты. Иконы и редкие книги были переданы на хранение протоиерею Львовскому в Гомельский Петропавловский собор.

Однако наши единоверцы не могли согласиться с таким положением вещей и обратились с прошением к императору Николаю I, который был тогда проездом через Гомель. 29 июня 1852-го года церковь вновь открыли, но как единоверческую. Через какое-то время Ильинская церковь снова вернулась в старообрядческую направленность.

Храм св. пророка Илии в г. Гомеле. Фото 1890 года
Храм св. пророка Илии в г. Гомеле. Фото 1890 года

И в дальнейшем неоднократно предпринимались попытки закрыть Ильинскую церковь. Так, в 20-30-е годы в период Советской власти, несмотря на репрессии и антирелигиозные бесчинства, община продолжала существовать. Во время сталинских антирелигиозных гонений был злодейски убит в собственном доме настоятель Ильинской церкви о. Иван Мамонтов (служил с 1889 по май 1933 г.), затем в 1937 году репрессирован его приемник о. Авдей Бондарев, которого приговорили к высшей мере наказания — расстрелу и реабилитировали в 1963 году. По данным белорусского историка З. В. Шибеко, в 1937-1938 годах были репрессированы 58 гомельских старообрядцев. ​В 1937 г. Ильинская церковь была закрыта, а затем переоборудована под трикотажную фабрику. Как это и неприятно говорить, вновь церковь была открыта с приходом немецких оккупантов в 1941 году. В 1945 году в Гомеле насчитывалось 225 старообрядцев белокриницкого согласия, куда входили также прихожане, проживающие в деревнях Мильча Гомельского и Огородня-Гомельская Добрушского района. В эти военные годы в Ильинской церкви служили два дьякона, которые были братьями. Это всё, что могла вспомнить ныне покойная старожил и прихожанка храма Кушнерова Зинаида Архиповна. Согласно её запискам в нашем храме служили:

  • 1946-1948 гг. — о. Игнатий (скончался в Москве в 1970 году);
  • 1948-1956 гг. — о. Иоанн Вологжанин (епископ Иринарх, скончался в Виннице в 1973 году);
  •  Июль 1956 — 1966 гг. — о. Фёдор (Фёдор Иванович Богатырёв, скончался 22.07.1966 года и как священноинок Филарет похоронен на территории храма);
  • Август 1966 — 1972 гг. — о. Василий (Василий Иванович Худяков, скончался 24.12.1972 года);
  • 1973-1974 гг. — о. Савелий Голубятников;
  • Июнь 1975 — ноябрь 1985 гг. — о. Евгений (Евгений Алексеевич Бобков, погиб в г. Москве 25.11.1985 года);
  • Декабрь 1985 — март 1986 гг. — о. Леонтий (Леонтий Иванович Пименов, род. 1936 г.).

С апреля 1986 года по настоящее время настоятелем храма пророка Илии является протоиерей Никола Косырев. Об отце Николе могу сказать только одно: он священник от Бога и в прямом, и переносном смысле, пекущийся и о благолепии храма, но прежде всего о чистоте душ своих духовных чад, прекрасный проповедник и знаток Святого Писания и Святого Предания, боль души его — чистота веры каждого прихожанина и чистота нашей Святой Соборной Апостольской Церкви, коей является РПсЦ по своей сути. Бывает строг, что не каждому может понравиться, но без строгости нет достойного воспитания воинов Христовых.

Хочется еще добавить следующее: в гомельской Ильинской церкви дважды побывал и молился известный бунтарь Емельян Пугачёв. Возможно, это и легенда, а вот то, что в 1985 году в нашем храме принял иноческий постриг с именем Алимпий будущий первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси после раскола, — сущая правда!

На портале «Правда Гомель» gp.by нашел следующую интересную информацию.

В 1971 году научные сотрудники Гомельского областного краеведческого музея Л. Мышастая и художник В. Горячев составили список произведений древней живописи, представляющих художественную ценность, которые хранились в Ильинской церкви. В него были включены иконы «Спас Нерукотворный», «Спаситель» и «Иоанн Креститель» в посеребренных окладах, «Спас» в позолоченном окладе, «Тихвинская Богоматерь» 1849 года, привезенная из Костромы, а также ряд книг, в том числе два экземпляра псалтыри 1546 года издания и Евангелие 1527 года.

Согласно архивным документам, в 1957 году в Ильинской церкви на праздник Пасхи, Ильин день собиралось более тысячи человек. Через 10 лет во время празднования Пасхи церковь была переполнена, более того, «среди верующих было примерно 40% молодежи и мужчин средних возрастов, чего в прошлые годы не наблюдалось». В 1954-м на «престольный праздник Ильин день внутри церкви все церковные предметы были оформлены и украшены живыми и искусственными цветами, был подготовлен большой хор певчих, на торжественное служение были приглашены из Клинцовской церкви Брянской области епископ Вениамин (Агольцев), благочинный священник Малеванкин и другие священники, в том числе из Русской Православной Церкви Гомельского собора». В 1960-е годы в Ильинскую церковь массово съезжались на праздники верующие из Гомельского, Ветковского, Добрушского и Буда-Кошелевского районов. 

Ильинская церковь. Современный вид
Ильинская церковь. Современный вид

В настоящее время Ильинская церковь в Гомеле является памятником архитектуры конца 18-го столетия, самым старым сохранившимся старообрядческим храмом в Беларуси и ценностью республиканского значения 2-ой категории. Каким-то чудом она уцелела после многих войн. Как мне рассказывала жительница Гомеля, очевидец тех событий, Таисия Ренчукова, во время Великой Отечественной войны при форсировании реки Сож, на живописном берегу которого находится наша церковь, был артобстрел района бывшей Спасовой слободы. Что интересно, вокруг церкви рвались снаряды, попадая в жилые дома, но ни один из них в неё так и не попал.

В конце 2017 года увидел свет сборник «Старообрядцы на Гомельщине (1918 — 1991 гг.)». В нем опубликованы документы, хранящиеся в Государственном архиве Гомельской области, Государственном архиве общественных объединений Гомельской области, Национальном архиве Республики Беларусь, материалы личного происхождения и периодической печати.

Как писал в уже упомянутой выше книге Л. Виноградов, «Ильинская … церковь на Слободе в живописном местоположении, деревянная, в ней много икон древняго письма». В интернете я выискал следующее: «В наше время в Гомеле живет большая и процветающая община старообрядцев. Ильинская церковь действующая, в прекрасном состоянии, с ухоженной и благоустроенной территорией». И это действительно так благодаря нашему настоятелю о. Николе, прихожанам и благосклонности Гомельских властей к старообрядцам, традиция которой началась с канцлера Н. Румянцева, тогдашнего владельца г. Гомеля. Приезжайте и убедитесь.

Автор: Владимир Шаронов, председатель Церковного совета общины Храма св. пророка Илии в г. Гомеле (Республика Беларусь)

Поделиться: