Новокузнецк можно назвать столицей старообрядческой молодежи. Звонкие голоса слышны за службой на клиросе, воскресная школа расходится далеко за полдень. Ежегодно здесь проходит фестиваль «Кузнецкий благовест», гости съезжаются сюда на престольный праздник. Гостеприимная община радушно встречает всех и в будни, и в праздники.

История

Город Кузнецк (с 30-х годов XX века Новокузнецк) был основан казаками до введения церковных новшеств, еще в 1618 году. Он долгое время являлся форпостом освоения Сибири, в том числе Алтая. Через 30 лет после основания города близ него основан Христорождественский монастырь. Можно с уверенностью сказать, что вера сибиряков-кузнечан была крепка. Предание гласит, что городу было проявлено особенное Божие водительство от пророка Илии — пророк неоднократно являлся жителям при защите города от иноверцев. Гонения на старообрядцев, конечно, не обошли стороной и сибирские земли. Новокузнецкие староверы, так же как и прочие, были вынуждены скрывать свою веру. Сохранилось свидетельство о тайном совершении божественной литургии в городе в конце 50-х годов XX столетия.

На рубеже 60-х и 70-х годов XX века в крепостной тюрьме Кузнецка содержался первый после раскола старообрядческий епископ Тобольский и всея Сибири Саватий, впоследствии архиепископ Московский и всея Руси. Даже к началу революции 1917 года, несмотря на свою большую численность, старообрядцы Новокузнецка не могли открыто заявлять о себе. В это время старообрядческий храм действует в деревне Жернове. В 30-х годах XX века горожане совместно с репрессированными старообрядцами из Подмосковья налаживают в Новокузнецке богослужения для всего Юга Кузбасса. В послевоенное время для совместного моления старообрядцы собирались в доме у Ивана Ивановича (фамилия его, к сожалению, неизвестна), к нему же для совершения треб приезжали священники из других мест, в частности из-под г. Таштагола. Позже, на рубеже 70-х и 80-х годов XX века, членами общины для церковных нужд было приобретено помещение (половина барака на ул. Солдатской).

Община была активной, каждое воскресенье и в праздники обязательно собиралась на моленье. По милости Божьей, среди прихожан, в основном пожилых женщин, были люди, знающие богослужебный устав и крюковое пение — А.Ф. Верещагина, Ф.П. Щеголева. По возможности члены общины ездили на праздничные богослужения в другие города, где постоянно служили священники: Томск, Новосибирск, Минусинск. Хранительницы старой веры неустанно искали пути сохранения и развития общины, с этой целью они обращались к епископу, митрополиту с просьбой прислать в Новокузнецк грамотных молодых христиан. Их просьбы были услышаны: в общине появился уставщик Борис Кокорин, позже — о. Игорь Мыльников. До начала 2000-х годов в общине своего священника не было. Долгое время в Новокузнецке совершал требы о. Михаил Задворнов из Новосибирска. А в конце 80-х годов приход перешел под окормление томского священника о. Геннадия Коробейникова. Прихожане собирались на молитву в едва приспособленном для общественных богослужений моленном доме на ул. Калининградской. Немного позже при содействии о. Геннадия на пожертвования томского прихожанина А.С. Шарыпова община приобрела и дом для священника. Новокузнецких старообрядцев никогда не покидала надежда, что когда-нибудь у них будет свой постоянный батюшка и приход станет жить полноценной духовной жизнью. В 1997 году старообрядческая община г. Новокузнецка была официально зарегистрирована.

Много скорбей пришлось пережить прихожанам на рубеже веков. Но, несмотря на все сложности этого периода, именно тогда возникает весьма значимая для общественной епархиальной жизни инициатива — организация старообрядческих чтений «Русь неведомая». Идея их проведения возникла в 1998 году у Б.Л. Кокорина. В период с 1998 года до 2001 года было организовано порядка 10 чтений с приглашением на них не только старообрядцев, но и ученых-историков, представителей других конфессий. Кроме решения просветительских задач, на встречах вырабатывался опыт полемических бесед, опыт слушания друг друга старообрядцами различных согласий. В результате были установлены добрососедские отношения новокузнецкой старообрядческой общины с иными конфессиями. Традиция старообрядческих чтений жива по сей день. С 2003 года они носят название Аввакумовских и по настоящее время проводятся в г. Томске. В 2001 году моленный дом общины был перестроен в храм в честь иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим радость» и освящен епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном. Новый этап в жизни общины наступил в 2005 году. С этого года в Новокузнецке начинает свое пастырское служение бывший бийский уставщик Игорь Мыльников. С появлением постоянного священника жизнь в приходе заметно оживилась: храм полон молящихся, проходят занятия в детской воскресной школе, возрожден опыт 2000 года по установлению контактов с общественностью города в форме проведения открытых вечеров духовных песнопений с приглашением певчих из других сибирских приходов.

Естественным образом возник и вопрос о строительстве нового храма. На выбранном месте по инициативе о. Игоря прихожане начали молитву еще до строительства. 11 сентября 2007 года, в праздник Усекновения главы Иоанна Предотечи, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил место закладки храма. Авторы проекта Л. Поповский и М. Поповский запланировали рядом с храмом поселок для старообрядческих семей. Строительство храма, с Божьей помощью, начато в 2008 году недалеко от действующего храма (проезд Родниковый). 7 октября 2012 года храм освящен епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном. События прихода Ежегодно в Новокузнецке проходит фестиваль колокольного звона.

Контакты

Адрес: Россия, 654000, Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, Родниковый проезд, д.1
Настоятель: иерей Игорь Мыльников
Телефон: 8 (923) 470-71-07
Электронная почта: hram63@mail.ru

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.
Начало вечернего богослужения в 14:00
Начало утреннего богослужения в 07:30