Рогожское — это духовный центр Русской Православной Стаообрядческой Церкви, который включает: Кафедральный Собор Покрова Пресвятыя Богородицы, Храм Рожества Христова, Храм-колокольню Воскресения Христова, здание митрополии, дом причта, духовное училище, рогожское кладбище и другие административные здания.

События общины

В 2017 году Рогожское посетил президент России Владимир Владимирович Путин. Также ежегодно на праздник жен-мироносиц на Рогожское приезжают старообрядцы из разных уголков страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья. В эти дни совершается большой крестный ход, работает старообрядческая ярмарка, проходит вечер духовных песнопений — выступление старообрядческих хоров, традиционно организуется ряд мероприятий для молодежи. На Рогожском регулярно проходят Советы Митрополии, совещания епархии, ежегодный Освященный Собор.

Новости

История

В 1771 году в Москве разразилась страшная эпидемия моровой язвы — чумы. Повелением императрицы Екатерины II на тогдашней окраине Москвы в 1771 г. старообрядцам была выделена земля за Рогожской заставой для организации кладбища. Здесь постепенно возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами. Сначала был построен храм во имя святителя Николы. Затем начато было сооружение, по официальному наименованию, часовни, по сути же — огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. По обширности не было равного ему в Москве.

Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский новообрядческий митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм снаружи стал выглядеть как простой дом. Зато внутри храм поражает великолепием настенной росписи и строгой красотой древних икон. Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны 1812 г. атаман Платов был также старообрядцем из донских казаков. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.

В 1804 г. по проекту архитектора Жукова был построен Христорождественский зимний храм с централизованным отоплением. Храм имеет уникальные архитектурные особенности — сочетание классицизма и русской готики. Также с внешней стороны, как и у кафедрального собора, у него отсутствует алтарная апсида, но алтарь устроен внутри храма. В настоящее время восстановлены фрески на фасадах — Троица Ветхозаветная и Спас Смоленский с предстоящими. Главной функцией Рогожской общины была благотворительность. В начале XIX века на Рогожском кладбище начинается строительство домов призрения для инвалидов и престарелых. На земле общины были выстроены также приют для душевнобольных женщин, сиротский дом. В 1830-х годах общее количество призреваемых превышало 1000 человек. Кроме богоугодных заведений строятся жилые дома, палаты для церковного причта, для певчих. В отдельном доме размещалось церковное училище. На территории Рогожской слободы располагалось 5 женских монастырей, в 1845 г. на Рогожском кладбище инокинь и послушниц было 164 человека. Таинство Евхаристии совершалось главным образом в домовых церквях этих монастырей, поскольку публичное служение литургии не приветствовалось властями.

В 1854 году у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам (ныне действующий храм РПЦ), а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 году. Чуть позже в честь этого события был построен храм-колокольня Воскресения Христова. С начала XIX века Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой (тогдашнее именование РПСЦ). После учреждения в 1846 г. Белокриницкой иерархии преемник митр. Амвросия митр. Кирил поставил в 1853 г. во Владимир архиеп. Антония, который впоследствии стал первым архиепископом Московским и всея Руси и с 1862 г. имел резиденцию на Рогожском кладбище. К этому моменту на Рогожском сложился особый тип поселения — духовно-административный старообрядческий центр всероссийского значения. С архитектурной точки зрения, храмовый ансамбль представлял собой четко спланированную ось из трех храмов, ведущую ко входу на территорию некрополя. Вдоль главной оси был расположен бульвар, отделявший зону жилых построек от церковных зданий. С востока Рогожский поселок окаймляли проточные родниковые пруды, которые использовались для водоосвящения и крещения. Окончательные очертания ансамбль приобрел к 1860–1880 гг. Первая архиерейская служба, которую совершил вернувшийся из ссылки архиепископ Московский Иоанн (Картушин), состоялась лишь через полгода после распечатания алтарей — 22 окт. 1905 г. Первый разрешенный колокольный звон на Рогожском кладбище прозвучал 27 июля 1905 г. В это время вокруг храмов началось активное строительство. Ф.Е. Морозова в память о своем сыне Сергее Ивановиче построила трехэтажное здание для больницы, которое использовалось и как дом причта Рогожских храмов. В нем же, на верхнем этаже, помещались покои предстоятеля Церкви архиепископа Иоанна. В то время было построено еще несколько каменных жилых зданий, а к 1911 г. — здание Московского старообрядческого института. Дарование старообрядцам свободы вероисповедания пробудило громадный творческий потенциал, дремавший под вековым спудом.

http://rpsc.ru/wp-content/uploads/2018/05/rogozskoe_4.jpg

Достижения русской экономики в рекордном 1913 г. были напрямую связаны с раскрепощением сил самого активного предпринимательского слоя русского общества — старообрядчества. Одновременно старообрядцы проявляют себя и в культурной жизни общества: возникает Московский МХАТ, построенный Саввой Морозовым, опера Зимина, С. П. Рябушинский издает самый изысканный журнал дореволюционной России «Золотое Руно», многочисленные старообрядческие церковные хоры с огромным успехом выступают в консерваторских и концертных залах обеих столиц. На Рогожском открывается высшее учебное заведение — Старообрядческий институт, в котором преподают известные российские ученые.

Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. В 1928 г. с колокольни сбросили колокола, в 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рожества Христова. Поскольку зимой приходилось служить в летнем Покровском храме, пострадали его иконы и храмовая роспись. Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор семейных склепов Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро. Только в 1993 г. в связи с обращением старообрядческой Митрополии о возвращении принадлежавшей ей территории и зданий вопрос был положительно рассмотрен комиссией под руководством мэра Москвы Ю. М. Лужкова и главы Администрации Президента РФ С. А. Филатова. Постановлением Правительства Москвы №102 от 07.02.95 г. земля и здания духовного центра начали возвращать Церкви. В 1996 г. был разработан проект реконструкции историко-архитектурного ансамбля, уникального историко-художественного наследия Рогожского кладбища. С помощью московских властей Рогожское удалось отреставрировать. В 2013 годы были позолочены купола храма-колокольни.

Контакты

Настоятель: протоиерей Алексей Михеев
Телефон: 8 (495) 361-51-98

Богослужения совершаются ежедневно.
Начало вечернего богослужения в 14:00
Начало утреннего богослужения в 07:30

Адрес: Россия, 109052, г. Москва, ул. Рогожский поселок, д.29.