На память святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Главная Биография Митрополита Корнилия На память святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

На память святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

26 сентября/9 октября
08/21 мая
Кто не любит, тот не познал Бога,
потому что Бог есть любовь.
 Ин. 4, 8
Дорогие братие и сестры!
Сегодня мы празднуем память святаго Иоанна Богослова, учителя и апостола любви. Великий апостол и евангелист, изящнейший богослов, тайновидец неизреченных откровений, целомудренный девственник, возлюбленный наперсник Христов – так Святая Церковь восхваляет великого Иоанна Богослова (Память его празднуется 8/21 мая и 26 сентября/9 октября). Кто изочтет великие дела и чудеса столпа Христовой Церкви, написавшего Святое Евангелие, апостольские послания и великую книгу «Апокалипсис»? Он был ближайшим и любимейшим учеником Господа, Его другом и наперсником. Господь избрал Иоанна апостолом, почтил его особым благоволением, так как душа его была кротка и смиренна, чиста и воздержанна, незлобива и любвеобильна.

Апостол Иоанн Богослов родился в Галилее. Он был сыном благочестивых и знатных родителей Зеведея и Саломии. Иоанн Богослов был учеником Иоанна Крестителя и от него узнал о Христе Спасителе, пришедшем в мир, чтобы как Агнец Божий взять на Себя грехи людския. Вместе с Андреем Первозванным Иоанн по первому зову тотчас последовал за Спасителем, оставив мирские заботы. После чудесного улова рыбы на Генисаретском озере Иоанн, вместе с братом Иаковом, стал избранным учеником Господа, находясь при Нем в самые торжественные и трагические моменты земной жизни Спасителя.

Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, лицезреть Божественное сияние на горе Фавор во время Преображения Господня, слышать Его беседы о любви и проповеди о судьбах мира и знамениях второго пришествия Спасителя, быть с Исусом в Гефсиманском саду перед Его распятием, присутствовать во время мучений Христа на Кресте в минуты величайшей скорби и страданий Учителя. Апостол Иоанн – единственный из учеников – не покинул Учителя в самый опасный и страшный час на Голгофе, когда остальные ученики разбежались страха ради иудейска (Ин. 19, 38) и при Кресте остались только Божия Матерь, две Марии и ученик Иоанн. Так он доказал на деле свою любовь ко Христу, которая победила страх. Видя столь великую преданность Своего ученика, Исус здесь, у Креста, усыновил Иоанна Своей Матери, сказав: Се Матерь твоя! (Ин. 19, 27), и с той поры, как говорит Святое Писание, Пресвятая Богородица пребывала в доме апостола Иоанна до самого славного Своего Успения.

По великому смирению, не называя себя по имени, Иоанн, тем не менее, в Евангелии именует себя учеником, которого любил Исус (Ин. 13, 23). На Тайной вечере он был так близок к Господу, что, по его собственным словам, возлежал на груди Исуса, откуда затем и произошло добавление к его имени – наперсник.

Ревностная и пламенная любовь ко Господу порождала в душе Иоанна негодование к тем, кто был враждебен ко Христу. Пламенея любовью, но еще не просветившись благодатью Святаго Духа, он возбранял человеку, не ходившему за Христом, изгонять бесов, просил у Господа низвести огнь на жителей Самарии за то, что те не приняли Христа. За ревность о Господе Иоанн и его брат Иаков были названы Христом сыны громовы (Мк. 3, 17). Чувствуя благое расположение к себе Христа, Иоанн и его брат дерзают просить себе место рядом с Господом в Его грядущем Царствии и в ответ на это слышат предсказание об ожидающих их страданиях.

После Вознесения Господа и просвещения благодатию Святаго Духа апостолы Иоанн и Петр пребывают в Иеросалиме, где неустанно трудятся над устроением Церкви. После блаженного Успения Божией Матери апостол Иоанн стал проповедовать в других странах, где он, искореняя язычество, утверждал святую христианскую веру.

По повелению нечестивого императора Домициана апостол Иоанн был приведен в Рим и брошен в кипящее масло, но сила Божия сохранила его невредимым. Тогда император отправил Иоанна в ссылку на остров Патмос, где апостол написал Апокалипсис, или Откровение о судьбах Церкви и всего мира.

После смерти Домициана Иоанн вернулся в Малую Азию в город Ефес, где познакомился с тремя Евангелиями, написанными апостолами Матфеем, Марком и Лукой. Одобрив эти Евангелия, Иоанн, однако, счел необходимым дополнить их содержание. Удалившись со своим учеником Прохором на гору, и пребывая там в пощении и бдении, Иоанн написал Евангелие, носящее его имя. В нем преимущественно содержится изложение бесед Господа о глубочайших духовных истинах, о вере, о воплощении Сына Божия, о причащении Святых Таин, о духовном возрождении человека по благодати Святаго Духа. Апостол Иоанн пишет, что составил Евангелие для укрепления веры христиан во Спасителя, чтобы уверовавшие могли иметь жизнь вечную: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Исус есть Христос, Сын Божии и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал несколько посланий к христианам. Главная мысль в его посланиях – это любовь к Богу и людям как совокупность всех добродетелей. Он пишет о любви к Богу: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 17–21). Дивные и глубокие слова говорит апостол и учитель любви Иоанн о любви к ближним: Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7–8).

В последние годы своей жизни апостол часто повторял одно наставление: «Дети, любите друг друга». И когда ученики спросили его, почему он повторяет так часто эти слова, Иоанн ответил: «Это самая необходимая заповедь, если ее исполните, то закон Христов исполните».

Апостол и евангелист Иоанн Богослов – единственный из двенадцати апостолов, не казненный врагами веры Христовой, а мирно скончавшийся в возрасте ста пяти лет. Обстоятельства его смерти необычайны и даже загадочны. По повелению апостола его закопали живым в землю. На следующий день, когда раскопали могилу, она оказалась пустой. Возможным объяснением этого чуда могут быть слова, сказанные Христом незадолго до Его вознесения. На вопрос апостола Петра, что будет с Иоанном, Господь ответил: Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за мной (Ин. 21, 22). Это возможное предсказание Христово о том, что апостол Иоанн не умрет, а будет жить до второго Его пришествия. Сам апостол пишет в Евангелии по этому поводу: И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет (Ин. 21, 23).

Бог есть любовь, – возвещает Иоанн Богослов. По неизреченной любви Бог создал и украсил добро зело землю, дал своему созданию – человеку разум и свободную волю, чтобы он мог сам избирать добро и в нем жить радостно. Любовь к согрешившему и отпавшему от Бога человеку подвигла Творца стать Спасителем Своего погибающего творения: Ибо так возлюбил Бог человека, что отдал Сына Своего единородного, чтобы каждый веровавший в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Наш Спаситель Исус Христос по безмерной любви к нам претерпел муки на Кресте и умер за спасение каждого из нас. Господь все делает для нашего спасения, Его милости и щедроты к нам невозможно измерить и исчислить. Велие Божие долготерпение к нам, грешным и маловерным, есть убедительное свидетельство Его горячей любви к нам. В ответ на эту безграничную жертвенную любовь и мы должны всем сердцем любить нашего Творца и Благодателя. Христос сказал: Кто соблюдает мои заповеди, тот любит Меня (Ин. 14, 21), поэтому наша любовь должна выражаться в усердном исполнении Его заповедей, и главной из них – любви к ближнему. Исполнив эту заповедь, мы достигнем высшего совершенства, потому что уподобимся возлюбившему нас Господу Исусу Христу.

Иоанн Богослов сподобился великой награды – Христовой любви, так как сохранил душевную и телесную чистоту! Мы видим, что целомудрие и девство приятны Христу. О девстве и душевной святости учит нас апостол Павел, почитая девство совершеннейшею и высшей добродетелию, он говорит о живущих в девстве, что они имеют одно попечение, как угодить Господу (1 Кор. 7, 32).

В наше время приумножились плотские грехи, блудные страсти, осквернение души и тела грехами разврата и различного непотребства. В настоящее время многие в юном возрасте легко теряют свою чистоту и невинность, а затем живут в блуде без покаяния. Ужасно представить, как они предстанут на Страшном Суде перед грозными очами Господа нашего Исуса Христа и Чистейшей Матери Его Девы Марии. Убогая и грязная одежда души будет им в осуждение и наказание. Дай Бог, чтобы все, кто живет в нечистоте плотских грехов, вразумились, покаялись, научились жить в чистоте и святости, чтобы Господь возлюбил их так, как Он возлюбил за чистоту Своего апостола девственника Иоанна Богослова!

Чтобы понять, в чем заключается существо любви, послушаем апостола Павла, который говорит: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13, 4–8). Иоанн Богослов постоянно увещевал людей жить в мире и любви, в братском общении, видеть в человеке прежде всего доброе, уметь прощать, миловать праведных и грешных (и даже грешников более, так как за них пострадал Христос). Иоанн Богослов учил, что надо понуждать себя обходиться приветливо даже с теми, кто нам не нравится. Он умел любить грешников, а ненавидеть лишь их злые дела.

Такой братской любовью по завету апостола Иоанна Богослова жили его ученики в первые века христианства. В те времена у всего общества верующих было одно сердце и одна душа, – пишет апостол Павел, – и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4, 32).

Ревность о спасении погибающих в безверии, в пороках и страстях – стала долгом и призванием апостола Иоанна. Его душа была преисполнена верой Христовой, духом благочестия и истины, которую он познал от Учителя. Его проповедь возвещала миру о живом Боге, о новой жизни, о радости в вечности. Иоанн Богослов проповедовал Евангелие до конца своей жизни. Он возвещал о любви Христа к людям, которая изгоняет страх: и на корабле, и в заточении, скованный в темнице, когда мучили и отравили ядом или бросили в кипящее масло – он имел в сердце любовь и жалость и твердил одно: «Чадца, любите друг друга!»

Вглядываясь в пример ревностной проповеди Иоанна, будем и мы распространять веру Христову, будем наставниками тех, кто живет в грехах без покаяния, не имеет страха Божия, пребывает в ересях или находится в совершенном безверии. Донесем до них проповедь любви, веры и надежды, чтобы свет Христов осветил им путь ко спасению.

Сегодня, к сожалению, умножается беззаконие и охладевает любовь. Сколько вокруг нас несчастных и обездоленных людей, у которых нет радости в жизни, нет познания Бога, душа их пребывает в грехе, злобе ненависти – гибнет душа! Наша любовь к ним – это печаль об их согрешениях и радость об их успехах в деле спасения. Пример апостола любви Иоанна говорит нам, что мы призваны нести любовь к тем, кто ее ждет, быть готовы принять на себя разные немощи ближних, взирая не на собственную выгоду, а на пользу для них, даже если потребуется положить душу свою за их спасение.

Примером и образом такой любви служит история из жития апостола, когда он, будучи уже в преклонных летах, спешит к шайке разбойников, чтобы спасти своего бывшего ученика и наставить его на добрый путь. Когда ученик, который уже стал главарем разбойников, увидел Иоанна, то бросился от него бежать. Святой старец, забыв о своей старости, стал догонять бегущего, крича ему вслед: «Сын мой, зачем ты бежишь от меня, отца твоего? Зачем напрасно утруждаешь меня? Остановись, помилуй меня, слабого и немощного старца; остановись, не бойся, ты еще имеешь надежду на спасение. Я буду отвечать за тебя перед Богом, я душу свою положу за тебя, как Христос положил Свою за нас. Христос послал меня даровать тебе отпущение грехов. Я буду страдать за тебя, пусть кровь, которую ты пролил, будет на мне, пусть бремя грехов твоих отяготеет на моей шее!» Тронутый кротостью и слезами апостола разбойник остановился в трепете. Святой апостол Иоанн упал в ноги злодею и умолял его пощадить свою душу и возвратиться к премилостивому Богу. Так погибшая овца возвратилась в церковное стадо. Апостол не оставил спасенного и разделял с ним пост, молитву, бдение, пока совершенно не уврачевал его душу и не утвердил ее на христианском пути ко спасению. Такова живая, деятельная, искренняя христианская любовь, готовая принять на себя немощи ближних и все отдать за спасение их душ.

Перед лицом красоты такой любви апостола вглядимся в нашу жизнь. Сколько окружающих нас людей вызывают у нас не любовь, а лишь холодное равнодушие или даже неприязнь и раздражение! Мы боимся нарушить обычный свой покой, боимся труда и жертвы для спасения своих собратьев. Мы ленивы даже на молитву об их спасении. В нас мало любви. Порой мы не умеем любить даже тех, кто нас любит: родителей или близких. Мы не проявляем к ним той жертвенной и ласковой любви, которую они заслуживают. Чтобы пребывать в любви, мы должны этому учиться, иногда себя понуждая, выискивая случая, чтобы явить деятельную христианскую любовь. Посему будем чаще вспоминать великую ревность о спасении погибающих Христова апостола Иоанна, который всегда в любви искал не своих выгод, но пользы для ближних.

Любовь как следствие благодарности за доброе отношение к себе или как желание получить плотское наслаждение – это любовь к самому себе. Истинная любовь есть полная отдача себя другому ради его блага, это и есть жизнь по закону Божественной любви.

Порой путают истинную любовь, о которой говорит апостол Иоанн, с понятием плотской, страстной любви. От такой чувственной любви до ненависти бывает всего один шаг, точнее один шаг от страсти до страсти, хотя именно о такой «любви» написано множество книг, стихов, песен… Часто, называя наши чувства и желания любовью, говорим: я люблю природу, я люблю путешествовать, я люблю музыку, я люблю охоту или рыбалку и так далее. Но кого и что мы любим, называя всё это любовью? В первую очередь самих себя ублажаем, любим самих себя. Основной признак христианской любви – жертвенность, и если в любви нет самопожертвования, то это всего лишь эгоизм или страсть. Пример совершенной жертвенной любви нам показал Исус Христос, отдав по любви к нам Свою жизнь за наше спасение. Истинная любовь всегда наполнена заботой о благе других (даже и врагов), желанием посодействовать спасению ближних, послужить им, порой жертвуя своим достатком, временем, здоровьем и даже жизнью. Близка к такой совершенной любви материнская любовь к детям.

Будем любить по-настоящему, достойно хотя бы одного человека так, как нас любит Христос, и затем, если мы этому научимся, постепенно будем ширить эту любовь, обнимать ею все большее и большее количество людей, чтобы пребывать в ней до конца своих дней по завету апостола Иоанна: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1 Ин. 4, 12). И если мы будем любить друг друга, жить для спасения других, то и любовь спасет нас!

Всмотримся в образ жертвенной, ликующей, поистине крестной любви апостола Иоанна, будем подражать ей и станем друг ко другу, ко всякому человеку относиться так, как умел любить Иоанн Богослов. Тогда наш мир, где все больше и больше отвергается Христос и оскудевает любовь, станет светлей, теплей и тогда Христос найдет Себе место на этой земле и в наших сердцах!

Поделиться: